Храм в Зюзино история

Храм в Зюзино и сама усадьба постепенно приходила в запустение - к несчастью, обстоятельства складывались так, что она постоянно меняла хозяев, переходила из рук в руки и в результате окончательно была разорена.
Еще в середине XIX века усадьбу Бекетовых снимал Московский университет под летние дачи для своих сотрудников, а затем старинный хозяйский дом и вовсе был разобран для строительства дач.
Тем временем наступил XX век. После Октябрьской революции 1917 года церковь Бориса и Глеба - Борисоглебская, как ее звали в народе, - продолжала действовать еще двадцать лет и была закрыта в 1938 году.
Холодной и страшной зимой 1941 года местные жители, все еще обитавшие в деревенских избах, разобрали почти все деревянные детали разоренного храма на дрова. Колокольня тоже была разрушена. Местный старожил Петр Дмитриевич Барановский взял к себе домой и спрятал несколько икон и резных колонн храма, а самое главное - царские врата. Чудом ему удалось сохранить их в военные годы, а затем передать в музей-усадьбу «Коломенское» - там они находятся до сих пор.
Во время Великой Отечественной войны храм Бориса и Глеба благодаря своей высоте использовался в качестве наблюдательного пункта запасного аэродрома.
В послевоенные годы в верхнем храме разместилось овощехранилище, а в нижнем - филиал завода драгоценных металлов. Позже, в середине 1960-х годов, здание арендовал архив НИИ Минстанкопрома - тонны его документации, хранившейся на железных стеллажах, отрицательно сказались на состоянии храма, не рассчитанного на такие нагрузки: на стенах появились трещины, а фундамент начал расползаться.

В 1960-е село Зюзино вошло в черту города и обрело статус района Москвы. Здесь началось особенно активное строительство пятиэтажек. Благодаря обновлению квартала было обновлено и здание церкви - проведена косметическая окраска фасада. Внутреннее помещение храма тоже отремонтировали, теперь здесь разместилась ювелирная мастерская.
Но наступили новые времена. 11 апреля 1989 года храм Святых Благоверных Князей Российских Бориса и Глеба был возвращен верующим. 15 мая, в день памяти небесных покровителей храма, состоялся первый водосвятный молебен на территории церкви.
Возрождение
Освобождение храма Святых Бориса и Глеба было только началом долгого и трудного пути - предстояли тяжелые восстановительные работы. В особенно плачевном состоянии находился нижний храм - весь пол был закатан асфальтом, а сверху застелен линолеумом, стены выкрашены синей масляной краской, роспись уничтожена. Фасад здания тоже сильно пострадал: покрытие куполов и кровли проржавело, белокаменный декор почти полностью разрушился, стены нуждались в починке, южное крыльцо развалилось, и весь храм просел в землю почти на полтора метра.
Работы по приведению в порядок храма велись очень интенсивно, уже в конце июля отслужили первую литургию в нижнем храме - к тому моменту там был настелен временный деревянный пол и установлен иконостас. 28 июля 1989 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в нижнем храме, освященном в его имя, состоялась первая после полувекового перерыва Божественная литургия. С этого момента началась литургическая жизнь прихода.
В течение ближайших месяцев были демонтированы перекрытия и лестницы в верхнем храме, подготовлен пол и отделана мрамором солея. Теперь верхний храм тоже был готов к богослужениям. 31 марта 1990 года состоялось освящение церкви Бориса и Глеба, после чего Божественная литургия стала совершаться ежедневно.
Иконы и фрагменты подлинного иконостаса былой Борисоглебской церкви находятся в запасниках музея «Коломенское». Вернуть имущество музей отказался, поэтому были сделаны слепки с фрагментов иконостаса XVIII века и по старинным фотографиям воссоздана его точная копия.
В конце 1990-х годов церковь Бориса и Глеба сделалась значимым местом для местных жителей. Даже те, кто не считал себя прихожанами храма, полюбили сюда приходить. Особенной популярностью пользовался церковный двор у молодых родителей - на территории храма было так приятно гулять с колясками или с маленькими детьми, едва начинающими ходить! Зимой дорожки всегда расчищены, гололедицы нет, можно спокойно катать коляску, вокруг стоит тишина, никто не разбудит младенца; летом можно не волноваться, что ребенок внезапно побежит и выскочит под машину - церковная ограда надежно защищает его.