Храм Святых князей Бориса и Глеба в Зюзино Москва

Содержание:
Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в селе Зюзино, первый, деревянный, заложил Глеб Иванович Морозов, известный прежде всего как муж своей жены, знаменитой «боярыни Морозовой», которую любой русский человек знает благодаря картине Сурикова.
В 2015 году вместе со всей Православной церковью приход святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине торжественно отметил 1000-летие подвига своих небесных покровителей.
Строительство храма Бориса и Глеба в Зюзино

Нижний храм Борисоглебской церкви в Зюзине был построен и освящен в 1688 году, а верхний - в 1704-м. Строительство продолжалось 16 лет.
У строителя храма в Зюзино - Глеба Ивановича - был старший брат - Борис Иванович - вначале «дядька», то есть воспитатель малолетнего царевича Алексея, а затем влиятельнейший человек при дворе царя Алексея Михайловича. Благодаря его возвышению продвинулся по карьерной лестнице и младший брат. Данью уважения старшему брату и памятником братской любви призвана была служить церковь, освященная во имя Бориса и Глеба. Рядом с церковью Глеб Иванович выстроил деревянный терем, а село Зюзино по имени храма получило второе название - Борисовское или Борисоглебское.
После смерти Глеба Ивановича и печальной кончины боярыни Морозовой, Зюзино перешло в царскую казну, а затем за заслуги перед отечеством было пожаловано князю Борису Ивановичу Прозоровскому, сподвижнику Петра I.
Село Зюзино на протяжении всей своей истории, даже в советское колхозное время, славилось фруктовыми садами и оранжереями, в которых вызревали редкие для севера фрукты. А начало этому изобилию положил князь Прозоровский, род которого владел усадьбой более ста лет. Именно при нем была построена каменная церковь Бориса и Глеба вместо обветшавшей деревянной, которая, надо отдать ей должное, простояла еще лет сорок и была разрушена лишь в 20-х годах XVIII века. Однако история храма ведется все-таки со времени постройки не деревянной, но каменной церкви, то есть с 1688 года, когда был заложен нижний храм во имя святого князя Владимира.
Замысел строителей и владельцев усадьбы был весьма глубок и символичен: как равноапостольный великий князь Владимир был отцом страстотерпцев князей Бориса и Глеба, так и нижний храм, освященный в его имя, служит в буквальном смысле слова основанием для церкви, носящей имя его сыновей. Верхняя церковь Бориса и Глеба была освящена в 1704 году, и эта дата считается официальным днем рождения храма - его трехсотлетие торжественно отмечалось в 2004 году.
Церковь Бориса и Глеба в Зюзино по архитектурному стилю принадлежит к московскому, или нарышкинскому, барокко.
Прообразом храма Бориса и Глеба стала церковь в усадьбе Петровское-Дальнее, или Дурнево, принадлежавшей брату Бориса Ивановича Прозоровского. Она была разрушена в 30-е годы XX века.
Характерной чертой церкви Бориса и Глеба является расположение алтарной части не с восточной стороны, как это обычно принято, а с северной. Согласно легенде, так построить храм велел сам Прозоровский, чтобы вход в церковь располагался на одной линии с выходом из барского дома, который раскинул свои протяжные фасады с запада на восток, а парадное крыльцо его было обращено к Москве, находящейся строго на севере.
Храм в Зюзино история

Храм в Зюзино и сама усадьба постепенно приходила в запустение - к несчастью, обстоятельства складывались так, что она постоянно меняла хозяев, переходила из рук в руки и в результате окончательно была разорена.
Еще в середине XIX века усадьбу Бекетовых снимал Московский университет под летние дачи для своих сотрудников, а затем старинный хозяйский дом и вовсе был разобран для строительства дач.
Тем временем наступил XX век. После Октябрьской революции 1917 года церковь Бориса и Глеба - Борисоглебская, как ее звали в народе, - продолжала действовать еще двадцать лет и была закрыта в 1938 году.
Холодной и страшной зимой 1941 года местные жители, все еще обитавшие в деревенских избах, разобрали почти все деревянные детали разоренного храма на дрова. Колокольня тоже была разрушена. Местный старожил Петр Дмитриевич Барановский взял к себе домой и спрятал несколько икон и резных колонн храма, а самое главное - царские врата. Чудом ему удалось сохранить их в военные годы, а затем передать в музей-усадьбу «Коломенское» - там они находятся до сих пор.
Во время Великой Отечественной войны храм Бориса и Глеба благодаря своей высоте использовался в качестве наблюдательного пункта запасного аэродрома.
В послевоенные годы в верхнем храме разместилось овощехранилище, а в нижнем - филиал завода драгоценных металлов. Позже, в середине 1960-х годов, здание арендовал архив НИИ Минстанкопрома - тонны его документации, хранившейся на железных стеллажах, отрицательно сказались на состоянии храма, не рассчитанного на такие нагрузки: на стенах появились трещины, а фундамент начал расползаться.

В 1960-е село Зюзино вошло в черту города и обрело статус района Москвы. Здесь началось особенно активное строительство пятиэтажек. Благодаря обновлению квартала было обновлено и здание церкви - проведена косметическая окраска фасада. Внутреннее помещение храма тоже отремонтировали, теперь здесь разместилась ювелирная мастерская.
Но наступили новые времена. 11 апреля 1989 года храм Святых Благоверных Князей Российских Бориса и Глеба был возвращен верующим. 15 мая, в день памяти небесных покровителей храма, состоялся первый водосвятный молебен на территории церкви.
Возрождение
Освобождение храма Святых Бориса и Глеба было только началом долгого и трудного пути - предстояли тяжелые восстановительные работы. В особенно плачевном состоянии находился нижний храм - весь пол был закатан асфальтом, а сверху застелен линолеумом, стены выкрашены синей масляной краской, роспись уничтожена. Фасад здания тоже сильно пострадал: покрытие куполов и кровли проржавело, белокаменный декор почти полностью разрушился, стены нуждались в починке, южное крыльцо развалилось, и весь храм просел в землю почти на полтора метра.
Работы по приведению в порядок храма велись очень интенсивно, уже в конце июля отслужили первую литургию в нижнем храме - к тому моменту там был настелен временный деревянный пол и установлен иконостас. 28 июля 1989 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в нижнем храме, освященном в его имя, состоялась первая после полувекового перерыва Божественная литургия. С этого момента началась литургическая жизнь прихода.
В течение ближайших месяцев были демонтированы перекрытия и лестницы в верхнем храме, подготовлен пол и отделана мрамором солея. Теперь верхний храм тоже был готов к богослужениям. 31 марта 1990 года состоялось освящение церкви Бориса и Глеба, после чего Божественная литургия стала совершаться ежедневно.
Иконы и фрагменты подлинного иконостаса былой Борисоглебской церкви находятся в запасниках музея «Коломенское». Вернуть имущество музей отказался, поэтому были сделаны слепки с фрагментов иконостаса XVIII века и по старинным фотографиям воссоздана его точная копия.
В конце 1990-х годов церковь Бориса и Глеба сделалась значимым местом для местных жителей. Даже те, кто не считал себя прихожанами храма, полюбили сюда приходить. Особенной популярностью пользовался церковный двор у молодых родителей - на территории храма было так приятно гулять с колясками или с маленькими детьми, едва начинающими ходить! Зимой дорожки всегда расчищены, гололедицы нет, можно спокойно катать коляску, вокруг стоит тишина, никто не разбудит младенца; летом можно не волноваться, что ребенок внезапно побежит и выскочит под машину - церковная ограда надежно защищает его.
Архитектура храма Бориса и Глеба в Зюзине

Архитектура храма Бориса и Глеба в Зюзине. Это кирпичное здание, в плане крестообразное, поставленное на высоком арочном подклете, с запада и с юга к церкви примыкают лестничные сходы на арках.
Характерное для нарышкинского стиля сочетание красного кирпича и белого камня также присуще церкви Бориса и Глеба в Зюзине, равно как и церкви Покрова Богородицы в Филях, созданных одним и тем же зодчим - Яковом Бухвостовым.
«Иже под колоколы»
Храм Бориса и Глеба возводил зодчий Яков Бухвостов, создатель таких шедевров московского барокко, как церковь Покрова в Филях, Спасская церковь в Уборах и Троицкая церковь в Троице-Лыкове. Все они были построены в 1690-х годах и объединены одним общим архитектурным рисунком, при этом декоративное убранство церкви Бориса и Глеба гораздо скромнее, чем у остальных церквей. Покровскую церковь в Филях, к счастью, сохранившуюся до наших дней, с первого взгляда бывает даже трудно отличить от церкви Бориса и Глеба, - выстроенные из розового и белого камня, издали они очень похожи.
Все эти церкви относятся к разряду двухэтажных храмов «иже под колоколы», то есть с венчающим здание ярусом звона.
Внутри храма Бориса и Глеба в Зюзино

На фото: Главный иконостас Борисоглебского храма и Голгофский крест с предстоящими, раньше на этом месте (восточная стена) был еще один вход.
Боярин князь Прозоровский, строя каменный храм Бориса и Глеба в Зюзино, повелел обратить алтарь не к востоку, а к северу, по направлению к Москве. Редчайшее «северное» расположение алтаря создало значительные трудности при восстановлении храма после полувекового запустения в советское время - церковь находилась в столь бедственном состоянии, что определить прежнее местонахождение алтаря было весьма проблематично, и реставраторы искали его, как полагается, в восточной части. Ситуацию осложнил тот факт, что в восточной стороне храма были следы третьего, позднее уничтоженного входа. В современном храме на этом месте расположен Голгофский кресте предстоящими, подаренный настоятелем дружественного храма Покрова Божией Матери на Землянке.
На западной стене верхнего храма мы видим фреску Преображения Господня, а на южной - Успения Богородицы. В храме есть несколько особо почитаемых икон Божией Матери, и главная среди них - Всех скорбящих Радость.

Храму принадлежит также икона Пресвятой Богородицы, по всей видимости, передававшаяся в неизвестной нам семье по наследству как большая ценность: ведь когда-то, больше ста лет назад, она была получена в дар от самого губернатора! Старинная, с ятями и ерами, надпись на обратной стороне доски гласит:
«В молитвенное воспоминание поднесена сия святая икона надзирательнице Рязанского Дома Трудолюбия Анне Дмитриевне Васильковой от начальствующего рязанского губернатора Николая Семеновича Брянчанинова в день прощания ея с подведомым заведением 3 января 1895», - то есть, как сказали бы сейчас, в день ухода на пенсию.
Также в верхнем храме стоит обратить внимание на приставной престол святителя Николая Чудотворца и на икону Святителя Николая с мощевиком, а также на икону Великомученика Пантелеймона.
В нижнем же храме мы увидим престол князя Владимира и фреску, посвященную Крещению Руси. Кроме того, на фреске «Новомученики и исповедники Российские» изображен император Николай II с семьей - прихожане гордятся тем, что это изображение было выполнено еще до прославления последнего российского императора в 2000 году. Образцом для его канонизации послужили именно святые страстотерпцы Борис и Глеб - то есть те, кто, по словам митрополита Ювеналия, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников.
В XIX веке храм был отнесен к памятникам архитектуры, а также назван в числе ценных памятников иконописи и внутреннего убранства. Макет церкви Бориса и Глеба экспонируется в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре.
Храм Бориса и Глдеба в Зюзине богослужения контакты как добраться расположение на карте

Храм в Зюзине расписание богослужений:
Храм открыт с 8:00 (по воскресеньям с 9:00) - Часы, литургия.
В 17:00 - вечерня, утреня (или Всенощное бдение).
Контакты
- Адрес: 117209, Москва, ул. Перекопская, д. 7.
- Телефон: 8 (499) 122-84-10
- E-mail: b0risigteb2010@yandex.ru
Как добраться самостоятельно к храму
На общественном транспорте:
От станции метро «Каховская»: первый вагон из центра, в переходе повернуть направо.
На любом троллейбусе или на автобусе № 826 доехать до остановки «Молодежный центр». Пройти немного назад по ходу транспорта до уходящего вглубь квартала безымянного проезда - бывшей главной улицы села Зюзино. На углу стоит указатель в сторону храма, который уже виднеется за деревьями.
От станции метро «Профсоюзная»: первый вагон из центра, троллейбусы № 49 и № 85 до остановки «Перекопская улица». Перейти дорогу и идти по малозаметной Перекопской улице мимо пруда к церкви.
На автомобиле:
По Варшавскому шоссе: повернуть на Чонгарский бульвар, переходящий в ул. Каховка, где после перекрестка с ул. Керченская будет указатель направо, на безымянный проезд, ведущий к церкви.
По Севастопольскому проспекту: повернуть на ул. Перекопская, ведущую к церкви.