История Кинешмы

История Кинешмы

В 2004 году Кинешма официально отметила свое 500-летие. Юбилейные празднества прошли с немалым размахом, город лично поздравил Президент России — для районного центра случай редкий.


При всем при том истинная дата основания Кинешмы остается неизвестной. 500 лет отсчитывали от самого раннего документального свидетельства о поселении, содержащегося в грамоте великого князя Московского Ивана III Васильевича, согласно которой он жаловал князю Федору Ивановичу Бельскому «в вотчину город Лух с волостьми, да волости Вичугу, да Кинешму, да Чихачев». Но коль Кинешма к тому времени существовала — значит, появилась она раньше.

В некоторых источниках основание города относят к XII веку, утверждая, что тогдашнее поселение было уничтожено татарами, пришедшими на Русь в 1238 году. Другие исследователи считают, что история Кинешмы начинается не позже 1429 года, когда ее разграбили те же татары во время своего очередного военного «турне» по русским волжским городам. Даются даже ссылки на летописи (с легкой руки князя А. Козловского, издавшего в 1840 году книгу «Взгляд на историю Костромы»), но в летописях никаких сведений об этом не обнаруживается. Наконец, в одном солидном труде нам довелось прочитать, что князю Ф. И. Бельскому Кинешма была дарована Иваном III в 1482 году, однако сообщение это не подкреплялось документальными данными.

В общем, следует признать, что древняя история Кинешмы — область темная; проясняется она лишь с 1504 года. Предполагается, что в 1530-х годах была возведена Кинешемская крепость — ввиду небывалой военной активности казанских татар, трижды в том десятилетии разорявших незащищенный город.

На северном валу древней Кинешемской крепости сегодня разбит бульвар, любимое место прогулок кинешемцев и гостей города.Место для устройства укрепления — на полуострове, ограниченном с севера Волгой, а с запада и востока ее притоками Казохой и Кинешемкой, — было весьма удобным. По периметру насыпали вал, на котором возвели деревянные стены. Площадь острог занимал небольшую — северная его стена тянулась вдоль Волги, по нынешнему Волжскому бульвару, южная — примерно вдоль нынешней улицы Комсомольской, западная — примерно по улице Фрунзе, а восточная — примерно по Рылеевской улице. С запада и востока имелись проездные ворота — восточные выходили на Базарную площадь (сегодня это площадь Революции). Далее на восток простирался посад, забирающийся за реку Кинешемку, — забегая вперед, скажем, что именно здесь, в Заречье, в 1694 году построили первую каменную церковь Кинешмы (и вообще первое городское каменное здание) — Спасо-Преображенскую; она сохранилась до нашего времени. Была слобода и у западной стены, за оврагом, — называлась она Загородь (Заградье).

В 1581 году поменялся владелец Кинешмы — ее новым хозяином стал И. П. Шуйский; такова была награда Ивана Грозного князю, отстоявшему тогда Псков, который полгода держали в осаде войска польского короля Стефана Батория. Впрочем, в качестве вотчины Шуйского Кинешма пребывала недолго: при царе Федоре Иоанновиче, в 1587 году, князь, враждовавший с набравшим силу Борисом Годуновым, угодил в опалу — его отправили в Кирилло-Белозерский монастырь, постригли в монахи, а спустя год Иван Петрович неожиданно умер в своей келье при обстоятельствах весьма подозрительных. Кинешма же «отошла на государя».

История Кинешмы эпоху Смуты

Памятник воеводе Федору Боборыкину на площади Революции (бывшей Базарной).В эпоху Смуты кинешемцы явили силу русского духа. В самом начале 1609 года собранное в Кинешме ополчение под командованием воеводы Федора Боборыкина побило интервентов в Лухе и Шуе, после чего узнавший об этом пан Лисовский решил примерно наказать восставших. Навстречу его отряду выступил боборыкинский отряд. Первый бой он принял в двух верстах к западу от Кинешмы, но не смог противостоять превосходящим силам оккупантов — Федор Боборыкин погиб, а кинешемцы отступили к реке Кинешемке, где вновь схватились с поляками — и вновь безуспешно. Последний, третий, бой они приняли уже на Базарной площади. Почти все ополченцы нашли в нем свою смерть — поляки же через восточные ворота ворвались в крепость, предав ее огню и мечу. Чуть позже их выбило отсюда русское ополчение, пришедшее из Юрьевца.

Трудолюбивые кинешемцы быстро восстановили свой город после погрома, учиненного поляками: писцовые книги 1629 года фиксируют в Кинешме 293 двора и 505 жителей мужского пола. По профессиям: «рыбные ловцы 24 двора, кузнецы 10 дворов, соленики юдворов, мясники 9 дворов,калачники 6 дворов, холщевщики 4 двора» и пр. Уже во второй половине XVII столетия в Кинешемском уезде зарождается полотняное производство — пока еще кустарное. Впоследствии оно, сосредоточившись в руках богатых купцов, превратило Кинешму в крупнейший промышленный центр.

Развитие Кинешмы

В XVIII столетии Кинешма бурно развивалась. Жизнь тогда вообще была затейливой — Петр I с его невиданной доселе в российских государях энергетикой «Россию вздернул на дыбы». Его преемники тоже не уставали понукать вверенное их заботам государство. Одно за другим шли административные преобразования: с 1709 года Кинешма значилась в Санкт-Петербургской губернии, с 1727 года — в Ярославской провинции Московской губернии, с 1778 года — в Костромской губернии.

В городе развернулось широкое каменное строительство — особенно урожайными в этом смысле выдались как раз 1740-е годы. И это, кстати, тоже вызывает вопросы, потому что расцвет Кинешмы обычно связывают с развитием в ней полотняного производства (неслучайно Екатерина II утвердила герб города с «двумя свертками полотна» на нем, коими тот «производит знатный торг»), но первая полотняная фабрика здесь была устроена купцом И. Талановым лишь в 1758 году.

В чем тут дело? Скорее всего, само устроение мануфактуры стало следствием того, что Кинешма, стоявшая на удобном торговом пути (Волга) и удачно торговавшая, к тому времени уже неплохо разбогатела, после чего количество и перешло в качество.

Промышленные предприятия находились на окраинах, сам же город до самой революции сохранял особую атмосферу уютной русской провинции, которая в начале XX века поразила и очаровала чуткого ко всему «русскому» Бориса Кустодиева. Впервые он попал сюда в 1900 году, когда, учась в Академии художеств, работал над конкурсной работой. И влюбился в Кинешму, нашел здесь свою родину. Кустодиев писал невесте:

«Ходил сегодня по Кинешме, все смотрел — очень красивый городок с такой типичной „местной физиономией“... Вчерашний базар меня поразил... Чем выдумывать всякие сюжеты, нужно брать из природы, которая разнообразнее всего выдуманного».

В 1905 году неподалеку от города художник построил дом-мастерскую, назвав его «Терем». С «Теремом», где Кустодиев жил и работал практически каждое лето, у него связывалось то, что принято называть счастьем. В сущности, здесь сложился его уникальный стиль; в сущности, из Кинешмы родом все знаменитые кустодиевские «купчихи» и «ярмарки», которые можно назвать грезами художника об идеальной России.

Кинешма на фотографии 1910 года. Слева — Успенский собор; в центре — уничтоженные в советское время Воскресенская и Крестовоз-движенская церкви.

В этих грезах он донес до нас образ дореволюционной Кинешмы, которая мужественно пережила все искушения богоборческого XX века и по-прежнему способна поражать и очаровывать странников, бредущих по российским просторам в поисках родины; она, родина, сохранилась в этом городе — не в пример многим другим малым русским городам, потерявшим самобытное лицо под натиском «цивилизации».

Планировка Кинешмы не менялась веками — вдоль Волги вытянулись главные улицы (их, собственно, всего четыре), которые пересекают более короткие, упирающиеся в набережную. Вблизи Кинешемки и Казоги городские районы получили веерно-кольцевую структуру — соответственно особенностям местности.

При Екатерине II Кинешма, подобно многим русским городам, получила регулярный план, предусматривавший преобразование планировки в жесткую прямоугольную схему, но жизнь оказалась сильнее теории, и в 1811 году этот план переработали, сохранив городскую планировку в исторически сложившемся виде — некоторые улицы лишь подверглись мягкому «спрямлению».

Таким образом, гуляя сегодня по Кинешме, будем помнить, что мы идем теми самыми дорогами, которыми ходили наши предки на протяжении нескольких веков.

История Ивановской области.


Саша Митрахович 02.04.2018 13:02
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча