Кашира достопримечательности города

Кашира достопримечательности города

Предлагаем прогулку по достопримечательностям старинной Каширы! Осмотрим здешние храмы, недавно восстановленную Никитскую обитель, перенесемся на другой берег Оки с Троице-Белопесоцким монастырем, доберемся и до той самой точки, «откуда есть пошел» нынешний город - до валов древней, исчезнувшей Каширы в деревне Городище.

Хлебная площадь

Хлебная площадь Кашира.

Историческая часть Каширы невелика - фактически, это Советская улица, протянувшаяся от обрывистого берега Оки строго с севера на юг, и несколько перпендикуляров, ее пересекающих: улицы Карла Маркса и Фридриха Энгельса (фактически это одна трасса) и улица Свободы, ведущая к Никитскому монастырю. Осмотреть все хватит одной неспешной прогулки.

Хотелось бы сперва отметить особенности каширской планировки. Она в основе своей регулярная, да не совсем. Конечно, во второй половине XVIII века город, как и другие, получил свой высочайше утвержденный «План Тульского наместничества городу Кашире» (а Кашира относилась в прошлом к Тульской губернии); но гладко было на бумаге, и сложный рельеф местности внес коррективы в планы «регуляторов». Пишет историк и писатель Феликс Разумовский, автор книги «На берегах Оки» из так называемой желтой серии «Дороги к прекрасному»:

«Уникальная древнерусская ландшафтная планировка первой четверти XVII века сохранилась на территории Никитской и Рыбной слобод. Основу их планировки составляют улицы, проходящие по одним отметкам рельефа вдоль склона и копирующие его мельчайшие особенности... Все оправданно, но не абстрактной геометрической логикой классицизма, а самой реальностью... Идти по такой улице не может наскучить, в ней нет однообразия, той удручающей геометрической «стерильности», которую в регулярном городе удается преодолеть лишь особой представительностью застройки».

Каширский стрелец.Таковы прибрежные улочки; наша же прогулка начинается с той части города, где господствует классицизм. С Хлебной площади - правильного креста, образованного пересекающимися под прямым углом улицами Советской и Маркса (с востока) и Энгельса (с запада). На этой площади - в советское время переименованной в площадь Урицкого - стоит Введенская церковь.

Название площади объясняет ее роль в городской жизни: Хлебная - значит, торговали хлебом, и вообще всяким-разным, короче говоря -торговая площадь. Кашира, как известно, была торговым посредником между Московской губернией и плодородными областями Московского юга, большим перевалочным пунктом. Торговали в том числе и скотом, что предопределило вынос торговой площади далеко от административного центра и собора, ближе к окраине - животных не нужно было прогонять через весь город. И вообще, место подальше от тесного центра все же лучше подходит для проведения шумных, многолюдных мероприятий, каковыми всегда были в России ярмарки.

Хлебная площадь была организована согласно регулярному плану 1779 года и изначально была восьмиугольной, но строгую геометрию разрушила позднейшая застройка, и сейчас то, что в основании планировки лежит восьмиугольник, можно увидеть, пожалуй, лишь при взгляде на спутниковые снимки. Ансамбль сложился к 30-м годам XIX века. Периметр обрамляли недошедшие до наших дней торговые ряды с аркадами (сильно руинированную часть можно увидеть «на задворках» юго-западной части площади).

Введенская церковь несколько смещена относительно центра на северо-запад, открывая самый выигрышный ракурс храма - «анфас» со стороны алтарной апсиды храма. К сожалению, уже во второй половине девятнадцатого столетия площадь начала хаотически застраиваться, процесс был «эффективно» завершен в советскую эпоху. Увы, Кашира лишилась яркого классического ансамбля, который вполне мог быть визитной карточкой города.

Памятник летчику Моргунову. Кашира.

Из современных достопримечательностей этого места - памятники уроженцу каширской земли, летчику, Герою Советского Союза С. Н. Моргунову, а также «каширскому стрельцу» - символическая статуя, прославляющая подвиг двухсот воинов, ценой своей жизни задержавших на сутки 120-тысячное крымско-турецкое войско на Сенькиных (Каширских) бродах в 1572-м... Многие помнят о трехстах спартанцах. А многие ли знают о двухстах каширских стрельцах?

Соборная площадь

Спускаясь по Советской улице, минуем Пушкинский сквер и попадаем на Соборную площадь. Ее композиционный центр - могучий, видный издалека благодаря блестящему куполу собор Успения Пресвятой Богородицы. Он выстроен в 1820-1840-х годах и несет все характерные для своего времени признаки архитектурного стиля ампир. Ф. В. Разумовский восхищался талантом неизвестного мастера-архитектора, сумевшего в специфических рамках продольно-осевой планировки «кораблем» создать монументальное сооружение, достойное служить главным городским храмом:

«Зодчий-классицист создал всего лишь иллюзию грандиозности, дополнительно включив в объем четверика части алтаря и трапезной. В результате в облике сооружения господствует единый массив, завершенный эффектным пятиглавием со световой ротондой и контрастными ей глухими боковыми барабанами. Даже обширная трапезная, в которой размещены два самостоятельных придела - Покрова Богородицы и Архангела Михаила, -извне воспринимается как низкий небольшой притвор, соединяющий собор и трехъярусную колокольню».

Успенский собор. Кашира.

Заслуживает внимание и декоративное убранство собора, те приемы, которые использовал архитектор, чтобы подчеркнуть монументальность. Пояса рустовки, тяжелые дорические карнизы и полное отсутствие декора по углам здания - довольно смелое решение! - не дробят фасады здания. Напротив - создают ощущение крепкого монолита, могучей и строгой глыбы, сумевшей утвердить доминантное значение за административным центром города, расположенном не слишком удачно - на склоне холма (выигрышно, разумеется, было бы на вершине, но так уж решили планировщики Екатерины).

Сохранились на Соборной и «казенные строения». Интересно здание Присутственных мест - постройка 1780-х годов, выполненная по «образцовому проекту» тульского губернского архитектора Н.С. Сокольникова. Здание выделялось пластикой фасадов: безордерные, они были обильно покрыты плоскостным декором, по большей части утраченным в советские годы. Присутственные места задавали тон всей гражданской застройке Соборной площади - правила классицизма требовали единообразия. К сожалению, не сохранилось практически ничего, в результате главная городская площадь лишилась и выразительности, и значительности.

Здание присутственных мест в Кашире.

Из сохранившегося рекомендуем обратить внимание на дом № 46 по Советской улице - бывшее городское училище 1910 года постройки. Во-первых, это интересный образчик нетипового для Каширы неорусского стиля. Во-вторых - в здании располагается краеведческий музей. А какое же знакомство с городом без краеведческого музея?

А если спуститься ниже по улице, туда, где она делает крутой поворот вслед за линией окской кручи, откроется восхитительная панорама Троице-Белопесоцкого монастыря на другом берегу.

Каширский краеведческий музей.

Другие храмы Каширы

Между собором и Введенской церковью, чуть в стороне от Советской улицы, во дворах, стоит обладательница одной из самых выразительных каширских ротонд - Троицкая церковь, она же, по-народному, церковь Николы Ратного. Второе название дано по чтимой иконе Николая Чудотворца, связанной, очевидно, с каким-то эпизодом из военного прошлого Каширы; каким - нам не известно.

Храм построен в 1815 году, трапезная - в 1846-м, во второй половине девятнадцатого столетия появился придел; а в советское время разрушили колокольню, стоявшую отдельно на красной линии улицы. Теперь храм закрыт четырехэтажным домом, что, безусловно, сильно обедняет облик Советской.

Еще одна ротонда, фиксировавшая «Т-образное» расположение городских доминант с востока - Вознесенская церковь (1826-1842) на улице Карла Маркса. Ее видно от Хлебной площади и Введенского храма. Как и церковь Николы Ратного, Вознесенская лишилась в советские годы колокольни, но ей повезло больше - место застроено не было, и уже в наши дни колокольню восстановили. Оба вышеперечисленных храма действуют.

Поодаль от исторического центра города, в бывшей пригородной Ямской слободе, стоит еще один храм - церковь святых Флора и Лавра. Это XVIII век, но формы архаичные -пятиглавие. Храм этот никогда не закрывался.

Западную же часть исторического центра Каширы украшает Никитский монастырь. То есть, это сейчас украшает, а еще совсем недавно тут были печальные руины. Возник монастырь поздно - уже в XIX веке вокруг приходской Никитской церкви (1823-1855). Но истинной доминантой стал величественный Спасо-Преображенский собор, строившийся по проекту архитектора В. О. Груздина.

С архитектурной точки зрения, это переосмысленные в духе эклектики древнерусские формы, но без той нарочитой вычурности, характерной для многих сооружений, построенных во второй половине XIX века из красного кирпича в стилистике с приставкой «псевдо». Блестят золотом пять глав со сферическими куполами.

Ничто не напоминает о поругании обители в советские годы. Монастырь был разогнан и безжалостно разорен, его архитектурный облик был почти полностью утрачен... Восстановили его к лету 2018-го.

Загрузка...

Троицкий Белопесоцкий монастырь

Троицкий собор Белопесоцкого монастыря. Кашира.

Вот и пришло время побывать в Троицком Белопесоцком монастыре, который мы видели с обрывистого правого берега Оки. Чтобы попасть туда, нужно выехать из города на Каширское шоссе, двинуться в сторону Москвы, переехать мост и свернуть направо за селом Лужники. Пять километров по извилистой дороге, проходящей через живописный сосновый лес, - и мы у монастырских стен.

Очень поэтично описал это место Феликс Разумовский:

«Он стоит на чуть заметном пригорке, среди низины окского левобережья, смело выйдя на речной простор и оставив далеко позади себя густой сосновый бор, занявший весь песчаный берег. Воды разливов обычно вплотную подступают к постройкам монастыря и со всех сторон окружают небольшую монастырскую территорию. В такую пору ансамбль Белопесоцкого монастыря особенно красив, и смелый замысел его основателей не может не вызывать восхищения».

Точная дата основания Троицкой обители «на песках» неизвестна. Исследователи считают - приблизительно конец XV века. Основана обитель иноком новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря Владимиром, который и стал первым игуменом. Впервые монастырь упоминается в 1498 году в жалованной грамоте свергнутого казанского хана Магмет-Аминя (Мухаммед-Эмина), перешедшего на службу Москве и получившего от Ивана III в удел Каширу и Серпухов.

Монастырская колокольня. В первом ярусе - Никольская церковь XVI века.На протяжении всего XVI века Белопесоцкий (изначально мужской) монастырь служил пограничной крепостью, как бы «дополнительными укреплениями Каширы». Катастрофическое разорение Каширы Девлет-Гиреем, случайно или нет, совпало с активизацией каменного строительства в обители. Во второй половине XVI века был возведен Троицкий собор, к 1578 году каменными было большинство зданий. Однако стены с боевыми башнями оставались деревянными, хоть и на каменном основании.

Тем не менее это была мощная крепость, судя по свидетельствам современников: «...Ограда деревянная на городовое дело и с кровлею, да пять башен с бойницами, а на ограде две пушки волконьи государевой дачи, да монастырских девять пушек, да двадцать пищалей, да зелья полтретья пуда, да пятьдесят ядр...»

Существующие же укрепления возвели во второй половине XVII века, когда их оборонительное значение было уже скорее символическим. Стены приземистые - в то время, с качественным развитием артиллерии, высокие стены скорее представляли опасность для гарнизона крепости, нежели служили ему защитой. Первоначально они даже имели боевой ход, который впоследствии убрали при перекладке. Башни двух типов: на Оку выходят квадратные, а на север, в сторону леса - круглые.

Собор Белопесоцкого монастыря.Примерно в то же время был капитально перестроен и Троицкий собор. Это величественное здание сооружено в архитектурном тренде «равнения на Москву». Образ посадского храма Первопрестольной в то время повсеместно вдохновлял отечественных зодчих, и подобные церкви возникали по всей России - например, в Великом Устюге. Троицкий собор небольшой, но весьма монументальный. Во-первых, он установлен на высокий подклет, окруженный галереями-гульбищами. Во-вторых, его декор лишен характерной для XVII века мелкой дробности, пластической перегруженности и апеллирует скорее к предыдущей, более аскетичной и торжественной архитектурной эпохе.

Из других храмов монастыря следует обратить внимание на колокольню. Сама она - типичный классицизм образца конца XVIII века, невысокая, собор не подавляет; а вот в основании ее - замечательный памятник зодчества, Никольская церковь.

Это единственная сохранившаяся практически полностью постройка XVI века в монастырском ансамбле. Сооружение подчеркнуто лаконично, почти лишено декора; маленький бесстолпный храм с прямоугольной апсидой, выходящей за периметр ограды, настолько идет вразрез с водруженной на него классической колокольней, что в этом даже что-то есть - как будто эта антитеза так и была задумана архитекторами...

XVIII век был не самым удачным в жизни обители: в 1699 году Петр I приписал ее к Троице-Сергиеву монастырю, и более полувека коломенские архиепископы, в чьем ведении Белопесоцкий до того находился, пытались вернуть статус-кво.

В 1764 году монастырь все-таки вернули Коломенской кафедре, но... тут же секуляризационной реформой вывели за штат. Лишенная государственной поддержки, вынужденная своими силами сводить концы с концами, обитель к концу столетия пришла в запустение, вплоть до того, что «игумена в том монастыре нет, а братии с пришлыми старцы человек по осьми... монастырское строение все сгнило». Исправил положение митрополит Платон Левшин, его усилиями монастырь был возрожден. В первой половине XIX века, с возведением Сергиевской и Иоанно-Предтеченской церквей, закончилось формирование архитектурного ансамбля.

Окский фасад Белопесоцкой обители. Кашира.

После прихода большевиков начались совсем уж тяжелые дни. Обитель упразднили уже в 1918 году, но еще лет пятнадцать один из храмов действовал как приходской. В 1941 году в здешних стенах базировались части легендарного кавалерийского корпуса П. А. Белова, отражавшие немецкий удар на Москву с юга.

Что касается собора, то его в разное время использовали и как барак для заключенных, и как клуб, и даже как штаб пионерлагеря... Многие здания пустовали и, бесхозные, разрушались. Монастырь начали реставрировать в конце 1980-х годов, а в 1993 году возобновили как женский.


Саша Митрахович 16.04.2019 07:28
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча