Митрополит Платон (Левшин)

Митрополит Платон (Левшин) - тридцать семь лет возглавлял московскую епархию. Родился он в 1737 году, умер в 1812-м. А австрийский император Иосиф II, побывавший в России в гостях у императрицы Екатерины II, называл митрополита Платона «самой главной московской достопримечательностью».
Митрополит Платон был выходцем из самого простого слоя духовенства - приходского, сельского. При рождении мальчику, сыну причетника Георгия Данилова из села Чашниково, что в сорока верстах от Москвы на самом Петербургском тракте (ныне это место находится сразу за Зеленоградом), дали имя Петр, в честь первоверховного апостола Петра, ибо родился будущий митрополит 29 июня.
Природный ум, редкий дар оратора, воля, целеустремленность, трудолюбие - вот что составляло характер будущего митрополита Платона. Мальчик рано выучился грамоте и к семи годам знал наизусть Божественную литургию. Затем Петр поступил в Коломенскую духовную семинарию, после окончания которой и принял фамилию Левшин, а после - в Славяно-греко-латинскую академию. В своих записках митрополит Платон писал о себе молодом так: «Можно по истине сказать, что не знал ничего, кроме трех мест: дома, церкви и школы».
Монашеский постриг
В 21 год молодой человек принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с именем Платон. Инок Платон блестяще владел древними языками, так что мог вести на них свободную беседу. Кроме этого, он великолепно знал и французский язык, что, безусловно, сыграло важную роль в его дальнейшей судьбе. В 1761 году он уже начал преподавать богословие в Троицкой духовной семинарии и, более того, был назначен ректором, а чуть позже и наместником Лавры.
Наставник наследника престола
В 1763 году Свято-Троицкую Сергиеву Лавру посетила императрица Екатерина II, только вступившая на престол. Платону предстояло выступить с проповедью перед высокой гостьей. «Слово о пользе благочестия» поразило всех, кто его слушал, включая и саму государыню. Императрица пригласила Платона преподавателем к сыну, наследнику престола цесаревичу Павлу. Его предметом должны были стать основы православного вероисповедания, или законоучение. Впоследствии Платон стал учителем и невесты наследника - великой княжны Натальи Алексеевны.
Помимо занятий с наследником престола, Платон выполнял обязанности придворного проповедника. Он был весьма образован, начитан, а потому пользовался уважением и, можно сказать, популярностью в аристократических кругах. А цесаревич Павел впоследствии стал другом будущего митрополита. И обе супруги его (великая княгиня Наталья Алексеевна и великая княгиня Мария Федоровна, будущая императрица) также с глубоким уважением относились к Платону. Между Платоном и Павлом Петровичем с 1764 по 1801 год велась активная переписка. Платону удалось заложить в будущем императоре глубокое религиозное чувство.
В 1766 году иеромонах Платон принял участие в составлении отзыва на «Наказ для Уложенной комиссии».
Критик масонства
В 1770 году иеромонаха Платона хиротонисали в архиепископа Тверского. В своих проповедях он, не стесняясь, критиковал увлечение новомодным масонством, а также философией французского Просвещения. Григорий Николаевич Теплов, русский философ XVIII века, сенатор, сподвижник Екатерины II очень нелестно отзывался о своих современниках, якобы увлеченных идеями просвещения: «Сии людишки не не веруют, а желают, чтоб их считали неверующими, ибо вменяют себе в стыд не быть с Вольтером одного мнения». Того же мнения, возможно, придерживался и Платон. Кощунственное отношение к христианству, вот что в массе своей было основой русского вольтерьянства. И именно против этого сражался Платон. «Невежество, ложное просвещение и развратная жизнь» - вот что, по его мысли, вело человека к отрицанию Бога. Ложное же просвещение он полагал основой безбожия: «Кажется, никоторый век столько не был нещастлив самомнительной и дерзостной ученостью, сколько нынешний... Таинственные истины кладутся на слабейшие весы рассудка человеческого. Едва ли какой разговор почитается сноснее, или еще приятнее, как тот, в котором с посмеянием перетолковываются установления Церкви, предания древнейших веков». Он считал, что «доброму следует подражать, а от плохого отказаться», и говорил, что «вера препятствует прихотям, постыжает страсть, у склонностей плотских отнимает волю».
Митрополит Московский
В 1775 году Платон стал служить на Московской кафедре. Одной из его особых задач стала забота об образовании будущих священников. Он поставил себе целью не только повысить уровень образования, но и улучшить жизненные условия тех, кто учился в Славяно-греко-латинской академии. И в целом образование семинаристов стало его основной заботой. Позднее митрополит Платон писал так: «Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам».
В 1780 году Платон встречал императора Священной Римской империи Иосифа II, прибывшего с очередным визитом в Россию. Владыка лично объехал с гостем город, показывая главные красоты Москвы. Император был очарован таким приемом и, когда прибыл в Петербург, весьма лестно отзывался о московском тогда еще архиепископе Платоне перед императрицей.
В 1787 году Платон стал митрополитом Московским. Среди его заслуг как митрополита - составление русского катехизиса, активная проповедническая деятельность, работа над изданием русских летописей и многое другое. Заветным его желанием было установление «единоверия», то есть он мечтал о том, чтобы старообрядцы вернулись в общецерковное лоно. И не только мечтал, но и многое делал для этого.
Большая часть его жизни после 1792 года проходила в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и в Спасо-Вифанском монастыре, который он сам основал в 1783 году. Здесь же, в Вифании, в 1801 году была основана Духовная семинария.
Одну из своих последних проповедей митрополит Платон произнес в 1801 году, на коронации императора Александра I.
Митрополит Платон был одним из первых церковных историков в России. Именно ему принадлежит слава создания первого учебника по истории Русской Церкви, который был издан в 1805 году с названием «Краткая российская церковная история».
Умер митрополит Платон в 1812 году, в Спасо-Вифанском монастыре, зная уже о том, что армия Наполеона отступает, и был похоронен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры.