Митрополит Платон (Левшин)

Митрополит Платон (Левшин)

Митрополит Платон (Левшин) - тридцать семь лет возглавлял московскую епархию. Родился он в 1737 году, умер в 1812-м. А австрийский император Иосиф II, побывавший в России в гостях у императрицы Екатерины II, называл митрополита Платона «самой главной московской достопримечательностью».


Митрополит Платон был выходцем из самого простого слоя духовенства - приходского, сельского. При рождении мальчику, сыну причетника Георгия Данилова из села Чашниково, что в сорока верстах от Москвы на самом Петербургском тракте (ныне это место находится сразу за Зеленоградом), дали имя Петр, в честь первоверховного апостола Петра, ибо родился будущий митрополит 29 июня.

Природный ум, редкий дар оратора, воля, целеустремленность, трудолюбие - вот что составляло характер будущего митрополита Платона. Мальчик рано выучился грамоте и к семи годам знал наизусть Божественную литургию. Затем Петр поступил в Коломенскую духовную семинарию, после окончания которой и принял фамилию Левшин, а после - в Славяно-греко-латинскую академию. В своих записках митрополит Платон писал о себе молодом так: «Можно по истине сказать, что не знал ничего, кроме трех мест: дома, церкви и школы».

Монашеский постриг

В 21 год молодой человек принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с именем Платон. Инок Платон блестяще владел древними языками, так что мог вести на них свободную беседу. Кроме этого, он великолепно знал и французский язык, что, безусловно, сыграло важную роль в его дальнейшей судьбе. В 1761 году он уже начал преподавать богословие в Троицкой духовной семинарии и, более того, был назначен ректором, а чуть позже и наместником Лавры.

Наставник наследника престола

В 1763 году Свято-Троицкую Сергиеву Лавру посетила императрица Екатерина II, только вступившая на престол. Платону предстояло выступить с проповедью перед высокой гостьей. «Слово о пользе благочестия» поразило всех, кто его слушал, включая и саму государыню. Императрица пригласила Платона преподавателем к сыну, наследнику престола цесаревичу Павлу. Его предметом должны были стать основы православного вероисповедания, или законоучение. Впоследствии Платон стал учителем и невесты наследника - великой княжны Натальи Алексеевны.

Помимо занятий с наследником престола, Платон выполнял обязанности придворного проповедника. Он был весьма образован, начитан, а потому пользовался уважением и, можно сказать, популярностью в аристократических кругах. А цесаревич Павел впоследствии стал другом будущего митрополита. И обе супруги его (великая княгиня Наталья Алексеевна и великая княгиня Мария Федоровна, будущая императрица) также с глубоким уважением относились к Платону. Между Платоном и Павлом Петровичем с 1764 по 1801 год велась активная переписка. Платону удалось заложить в будущем императоре глубокое религиозное чувство.

В 1766 году иеромонах Платон принял участие в составлении отзыва на «Наказ для Уложенной комиссии».

Критик масонства

В 1770 году иеромонаха Платона хиротонисали в архиепископа Тверского. В своих проповедях он, не стесняясь, критиковал увлечение новомодным масонством, а также философией французского Просвещения. Григорий Николаевич Теплов, русский философ XVIII века, сенатор, сподвижник Екатерины II очень нелестно отзывался о своих современниках, якобы увлеченных идеями просвещения: «Сии людишки не не веруют, а желают, чтоб их считали неверующими, ибо вменяют себе в стыд не быть с Вольтером одного мнения». Того же мнения, возможно, придерживался и Платон. Кощунственное отношение к христианству, вот что в массе своей было основой русского вольтерьянства. И именно против этого сражался Платон. «Невежество, ложное просвещение и развратная жизнь» - вот что, по его мысли, вело человека к отрицанию Бога. Ложное же просвещение он полагал основой безбожия: «Кажется, никоторый век столько не был нещастлив самомнительной и дерзостной ученостью, сколько нынешний... Таинственные истины кладутся на слабейшие весы рассудка человеческого. Едва ли какой разговор почитается сноснее, или еще приятнее, как тот, в котором с посмеянием перетолковываются установления Церкви, предания древнейших веков». Он считал, что «доброму следует подражать, а от плохого отказаться», и говорил, что «вера препятствует прихотям, постыжает страсть, у склонностей плотских отнимает волю».

Митрополит Московский

Митрополит Платон (Левшин).В 1775 году Платон стал служить на Московской кафедре. Одной из его особых задач стала забота об образовании будущих священников. Он поставил себе целью не только повысить уровень образования, но и улучшить жизненные условия тех, кто учился в Славяно-греко-латинской академии. И в целом образование семинаристов стало его основной заботой. Позднее митрополит Платон писал так: «Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам».

В 1780 году Платон встречал императора Священной Римской империи Иосифа II, прибывшего с очередным визитом в Россию. Владыка лично объехал с гостем город, показывая главные красоты Москвы. Император был очарован таким приемом и, когда прибыл в Петербург, весьма лестно отзывался о московском тогда еще архиепископе Платоне перед императрицей.

В 1787 году Платон стал митрополитом Московским. Среди его заслуг как митрополита - составление русского катехизиса, активная проповедническая деятельность, работа над изданием русских летописей и многое другое. Заветным его желанием было установление «единоверия», то есть он мечтал о том, чтобы старообрядцы вернулись в общецерковное лоно. И не только мечтал, но и многое делал для этого.

Большая часть его жизни после 1792 года проходила в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и в Спасо-Вифанском монастыре, который он сам основал в 1783 году. Здесь же, в Вифании, в 1801 году была основана Духовная семинария.

Одну из своих последних проповедей митрополит Платон произнес в 1801 году, на коронации императора Александра I.

Митрополит Платон был одним из первых церковных историков в России. Именно ему принадлежит слава создания первого учебника по истории Русской Церкви, который был издан в 1805 году с названием «Краткая российская церковная история».

Умер митрополит Платон в 1812 году, в Спасо-Вифанском монастыре, зная уже о том, что армия Наполеона отступает, и был похоронен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры.


Саша Митрахович 09.02.2019 11:41
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча