Казанский собор в советскую эпоху

Уже в первые годы своего существования Казанский собор приобрел значение важнейшего места на карте Петербурга. Здесь находилась Казанская икона, сюда прибыл для погребения прах Кутузова, здесь разместились знамена поверженной армии Наполеона. Прошло немногим более ста лет, и новая власть лишила собор его святынь, навязав ему роль главного рассадника «научного атеизма».

После Февральской революции 1917 года Казанский собор оставался в центре церковной жизни теперь уже Петрограда. Именно здесь в мае 1917 года на епархиальном собрании проходили выборы петроградского архиерея. Им стал епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии Вениамин (Казанский). Это избрание оказалось как нельзя более уместно в свете трагических событий, которые предстояло пережить Русской Церкви.

В 1918 году, когда большевистская власть начала беспрецедентные гонения на Церковь, настали тяжелые времена. Расстрел о. Философа, варварское изъятие ценностей из Казанского собора (в ходе которого погиб и его неповторимый серебряный иконостас), передача храма обновленцам и, наконец, его закрытие и «переоборудование» для нужд антирелигиозной пропаганды. Крест с собора сняли, заменив его «идеологически-нейтральным» шпилем.

В 1932 году в Казанском соборе разместился Музей истории религии и атеизма, первым директором которого стал этнограф и исследователь быта и верований коренных народов Сибири В. Г. Богораз.

В годы Великой Отечественной войны атеистическая пропаганда отошла на второй план, уступив место патриотическому пафосу. И музей живо откликнулся на эту тенденцию выставкой «Героическое прошлое русского народа».

Возвращение креста

Война нанесла собору тяжелые раны: его крыша имела более полутора тысяч пробоин от осколков снарядов, их следами были испещрены стены и колонны. От сырости разрушались настенные росписи, в некоторых помещениях обрушились перекрытия. Реставрационные работы, проводившиеся с 1951 по 1956 год, позволили привести в порядок интерьеры собора, а его фасады реставрировались уже в 1960-е годы.

Свою идеологическую функцию музей, расположившийся под кровом Казанского собора, исправно выполнял вплоть до конца 1980-х годов, когда на фоне определенных перемен в отношении государства к своим верующим гражданам атеистическая пропаганда начала давать сбои.

Летом 1989 года в здании музея состоялось возвращение Церкви мощей благоверного князя Александра Невского, а вслед за тем — мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

В 1990 году в музейном хранилище были обретены мощи преподобного Серафима Саровского, переданные Церкви в январе 1991 года. Спустя еще несколько месяцев на чердаке Казанского собора обнаружились мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые считались исчезнувшими.

В 1994 году над собором вновь засиял крест.


Саша Митрахович 09.01.2017 12:46
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Казанский собор от освящения до революции 1917 года

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча