История Казанского собора

История Казанского собора

На фото: Казанский собор вскоре после освящения

История Казанского собора в Санкт-Петербурге насчитывает несколько перестроек здания.

В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Рождественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Император России Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.


Саша Митрахович 22.01.2016 11:32

Пред история Казанского собора Санкт-Петербурга

Пред история Казанского собора Санкт-Петербурга

Петербургский Казанский собор строился как вместилище для одной из главных святынь молодой северной столицы — чудотворного списка с Казанской иконы Божией Матери, — и в этом качестве он имел несколько предшественников.

Сначала икона, привезенная в Петербург в 1710 году, помещалась в малой «светличке» — деревянной часовне близ Невки, на Посадской улице Городового острова (нынешняя Петроградская сторона). В 1727 году обветшавшую часовню закрыли, а чтимый образ Пресвятой Богородицы и всю прочую утварь перенесли в Троицкий собор, расположенный рядом с Петропавловской крепостью.

В 1733 году императрица Анна Иоанновна, питая особое почтение к петербургской святыне, повелела конторе интендантских дел просить у Святейшего Синода разрешения «построить на прешпектной дороге, проехав Зеленый (Полицейский) мост, который через Мойку, на правой стороне, церковь, на суммы, назначенные из интендантской конторы». Святейший Синод, разумеется, строительство благословил, и к 1737 году новый «ковчег» для чудотворной иконы вырос приблизительно на том месте, где стоит сейчас Казанский собор.

Храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (хотя уже и тогда называли его «Казанским»), принадлежал к придворному ведомству, однако не отличался ни выдающимися размерами, ни особенной роскошью убранства. Впрочем, при императрице Елизавете Петровне ему все-таки присвоили громкое наименование собора, да и роль он играл в придворной жизни вполне серьезную.

В нем происходили бракосочетания августейших особ, а во время дворцового переворота 1762 года именно здесь принимала Екатерина Алексеевна верноподданическую присягу от духовенства и народа, о чем сохранилось свидетельство в мемуарах Е.Р. Дашковой:

«С каким невыразимым восторгом я встретила счастливое утро, когда я узнала, что государыня вошла в столицу и провозглашена главой империи Измайловским полком, который проводил ее в Казанский собор среди огромного собрания войск и граждан, готовых принести ей обет подданства».


Саша Митрахович 09.01.2017 11:43

Конкурс на проект нового Казанского собора Петербурга

Конкурс на проект нового Казанского собора Петербурга

Видимо, как раз благодаря своему невольному участию в воцарении Екатерины II старый собор Рождества Богородицы был особенно неприятен Павлу I, и он, взойдя на престол, объявил конкурс на проект нового Казанского собора. Справедливости ради надо сказать, что этого требовали и объективные обстоятельства: на главной улице столицы скромный Богородице-Рождественский собор смотрелся уже слишком невзрачно.

В конкурсе на лучший проект собора приняли участие виднейшие архитекторы своего времени — Чарлз Камерон, Пьетро Гонзаго, Жан Тома де Томон. Всем им предстояло решить нелегкую задачу: император потребовал, чтобы новый собор был подобен собору святого Петра в Риме. Этот собор, виденный Павлом I во время его путешествия по Европе в 1780-х годах, поразил его воображение. В особенности потрясла его колоннада Бернини, опоясывающая площадь перед собором. Теперь он желал, чтобы подобная колоннада украшала фасад Казанского собора. Ни один из именитых зодчих не смог удовлетворить требованиям императора. Удалось это лишь малоизвестному в те годы архитектору А. Н. Воронихину, происходившему из крепостных графа Строганова. Он предложил решение, благодаря которому храм органично вписывался в ансамбль Невского проспекта.

Согласно проекту Воронихина, колонны должны были опоясывать собор не только с северной (выходящей на Невский) стороны, но также и с южной, а вокруг храма — с севера, юга и запада — предполагалось создание трех площадей. Но осуществить эту дорогостоящую задумку не удалось, и колоннада, подобная римской, украсила лишь северный фасад Казанского собора


Саша Митрахович 09.01.2017 11:50

Казанский храм от закладки до освящения

Казанский храм от закладки до освящения

Подготовка к строительству Казанского храма началась в ноябре 1800 года, спустя восемь дней после утверждения проекта Воронихина. «Для построения Казанской церкви» составилась особая комиссия, были определены сроки возведения здания (три года) и расходная смета. Тут же начали подготавливать строительную площадку, на месте которой стояло одиннадцать частных домов. Их владельцев переселили, выдав каждому из казны по пятьсот рублей. Сумма вполне достаточная для обзаведения хозяйством, и, однако, интересно сравнить ее с годовым жалованьем, положенным Воронихину, — 3000 рублей.

После расчистки площади полным ходом пошло рытье рвов, откачка воды из Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), укрепление сваями капризного петербургского грунта. Словом, дело подвигалось быстро. И уже готова была позолоченная табличка, возвещавшая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Но до торжественной закладки первого камня в основание храма венценосец не дожил, убитый заговорщиками в собственной спальне.

Закладывать собор пришлось его наследнику, императору Александру I, что он и совершил — причем, как бы искупая свою вину перед покойным отцом (а о вине этой не говорил только ленивый), он так торопился с закладкой, что даже не стал дожидаться коронации.

Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года, коронация Александра Благословенного — 15 сентября. Опасения Воронихина, что новый император остановит строительство Казанского собора, не подтвердились. Стройка продолжилась в заданном Павлом I темпе — порой она не останавливались даже в ночное время.

Работа, связанная с Казанским собором, кипела не только в Петербурге. Шла ломка камня неподалеку от Гатчины (это был так называемый пудостьский камень, который часто путают с пудожским), ломали мрамор в Олонецкой губернии, гранит под Выборгом. Сотни рабочих — в большинстве своем простых крестьян — не покладая рук созидали одно из величайших зданий эпохи.

Но, несмотря на все усилия, окончить стройку в определенный покойным императором срок (три года) не удалось. Россия вступила в эпоху внешнеполитических конфликтов; начались, как бы сказали теперь, перебои с финансированием. Да и в смету Воронихину уложиться не удавалось, из-за чего постоянно возникали сложности. Только к осени 1811 года собор был готов к освящению.


Саша Митрахович 09.01.2017 11:59

Казанский собор от освящения до революции 1917 года

Казанский собор от освящения до революции 1917 года

Торжественное освящение Казанского собора состоялось 15 сентября 1811 года. Но к этому времени удалось завершить лишь основные строительные и отделочные работы. Оформление храма продолжалось и после его освящения, на протяжении 1811 —1812 годов. Над внутренним убранством собора трудились лучшие живописцы своего времени — В. Л. Боровиковский, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов. Собор приобрел блестящие с живописной точки зрения полотна на религиозную тему, но — фактически остался без икон, так как произведения мастеров-академистов, воспитанных на европейской живописи, таковыми считать не приходится.

Некоторый конфуз произошел и со скульптурным убранством интерьеров. Оно «продержалось» лишь до 1814 года, когда из-за сырости начала обваливаться штукатурка — прямо вместе с барельефами. Впоследствии их заменили масляной живописью. Отделочные работы в Казанском соборе совпали по времени с началом Отечественной войны.

8 августа 1812 года М.И. Кутузов принял командование русскими войсками и, отъезжая в действующую армию, молился перед Казанской иконой Божией Матери, пребывавшей в Казанском соборе.

Приписывая победы русского оружия, пришедшие после унизительных отступлений и поражений, заступничеству Божией Матери, Михаил Кутузов питал особые чувства и к Казанскому собору. Трофеи, попадавшие в руки русских, поступали в Казанский собор, превратив его в своеобразный мемориал русской воинской славы.

Трофеи прибывали в Казанский собор и из Закавказья, где Россия вела кровопролитную войну с Персией. Четыре персидских знамени, захваченных при Ленкорани, пополнили воинский мемориал в Казанском соборе.

К началу XX столетия, согласно описям, в соборе содержалось 107 знамен и штандартов и 97 ключей от взятых городов. Затем они были переданы в Москву, сейчас большинство трофеев находится в Государственном Историческом музее. Еще более печальная судьба постигла серебряный иконостас Казанского собора.

С самого момента своего освящения Казанский собор являлся одним из духовных центров Санкт-Петербурга. Здесь часто бывали члены царствующего дома, совершались торжественные молебны в связи с теми или иными историческими событиями, а на богослужения в праздничные дни, сопровождавшиеся крестными ходами, сюда притекало едва ли не полгорода.

За парадным фасадом жизни собора с торжественными молебнами и посещениями государей скрывалась весьма напряженная повседневная жизнь, состоявшая в помощи ближнему. Во второй половине XIX века при Казанском соборе было учреждено «Благотворительное Общество вспомоществования бедным», при котором в 1892 году открылась бесплатная столовая. Имелась при Обществе и богадельня, где содержались бесплатно старушки. В детском приюте при Обществе воспитывалось около пятидесяти мальчиков и девочек. Существовала при соборе воскресная школа, издавалась соборная газета.


Саша Митрахович 09.01.2017 12:34

Казанский собор в советскую эпоху

Уже в первые годы своего существования Казанский собор приобрел значение важнейшего места на карте Петербурга. Здесь находилась Казанская икона, сюда прибыл для погребения прах Кутузова, здесь разместились знамена поверженной армии Наполеона. Прошло немногим более ста лет, и новая власть лишила собор его святынь, навязав ему роль главного рассадника «научного атеизма».

После Февральской революции 1917 года Казанский собор оставался в центре церковной жизни теперь уже Петрограда. Именно здесь в мае 1917 года на епархиальном собрании проходили выборы петроградского архиерея. Им стал епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии Вениамин (Казанский). Это избрание оказалось как нельзя более уместно в свете трагических событий, которые предстояло пережить Русской Церкви.

В 1918 году, когда большевистская власть начала беспрецедентные гонения на Церковь, настали тяжелые времена. Расстрел о. Философа, варварское изъятие ценностей из Казанского собора (в ходе которого погиб и его неповторимый серебряный иконостас), передача храма обновленцам и, наконец, его закрытие и «переоборудование» для нужд антирелигиозной пропаганды. Крест с собора сняли, заменив его «идеологически-нейтральным» шпилем.

В 1932 году в Казанском соборе разместился Музей истории религии и атеизма, первым директором которого стал этнограф и исследователь быта и верований коренных народов Сибири В. Г. Богораз.

В годы Великой Отечественной войны атеистическая пропаганда отошла на второй план, уступив место патриотическому пафосу. И музей живо откликнулся на эту тенденцию выставкой «Героическое прошлое русского народа».

Возвращение креста

Война нанесла собору тяжелые раны: его крыша имела более полутора тысяч пробоин от осколков снарядов, их следами были испещрены стены и колонны. От сырости разрушались настенные росписи, в некоторых помещениях обрушились перекрытия. Реставрационные работы, проводившиеся с 1951 по 1956 год, позволили привести в порядок интерьеры собора, а его фасады реставрировались уже в 1960-е годы.

Свою идеологическую функцию музей, расположившийся под кровом Казанского собора, исправно выполнял вплоть до конца 1980-х годов, когда на фоне определенных перемен в отношении государства к своим верующим гражданам атеистическая пропаганда начала давать сбои.

Летом 1989 года в здании музея состоялось возвращение Церкви мощей благоверного князя Александра Невского, а вслед за тем — мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

В 1990 году в музейном хранилище были обретены мощи преподобного Серафима Саровского, переданные Церкви в январе 1991 года. Спустя еще несколько месяцев на чердаке Казанского собора обнаружились мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые считались исчезнувшими.

В 1994 году над собором вновь засиял крест.


Саша Митрахович 09.01.2017 12:46
Загрузка...

Читать следующую статью

Строительство Казанского храма

Читать предыдущую статью

Казанский собор в Санкт-Петербурге фото история кратко режим работы

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча