Корнилий Псково-Печерский биография кратко

На фото: Памятник преподобномученику Корнилию в Печорах.
Праведный преподобномученик Корнилий Псково-Печерский
Знаменитый Псково-Печерский монастырь находится в приграничных Печорах, отстоящих от Пскова всего на пятьдесят километров, — поэтому не мудрено, что один из воспитанников Мирожского монастыря, после своей мученической смерти прославленный в лике святых, стал настоятелем Псково-Печерской обители. А было это в беспокойном XVI столетии.
Среди известных русских святых, связанных обстоятельствами жизни с Мирожским монастырем и его древним соборным храмом, мы обнаружим преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Правда, подвизался он здесь еще не в ангельском чине, а юным отроком.
Учеба Корнилия
Родители (ими были знатные псковичи Стефан и Мария) отдали будущего игумена Псково-Печерского монастыря в Мирожскую обитель для научения грамоте, Священному Писанию и иконописи. Кстати, тот факт, что мальчик полюбил монашескую жизнь и задумался о монашеском постриге, следует отнести к чести Мирожского монастыря. Воспитание в его стенах не прошло даром.
Видно, уклад здешний был таков, что мог полюбиться отроку и зажечь в его сердце благочестивое желание покинуть мир и стать монахом. При каком игумене преподобномученик Корнилий воспитывался в Мирожской обители, установить вряд ли возможно, однако надо сказать, что все мирожские игумены пользовались большим нравственным авторитетом в городе. «Из летописей видно, — рассказывается в описании Мирожского монастыря столетней давности, — что игумены вместе со старшими священниками стояли во главе народа и во многих случаях являлись представителями его». Известно также, что настоятели обители были наделены весьма широкими полномочиями и избирались, как правило, из числа братии:
«Настоятель заведовал монастырем во всех отношениях, не давая никому отчета. Выбор его часто зависел от братии, но утверждение в должности зависело сперва от новгородских владык, потом от псковских, а с изданием духовного Регламента утверждение в должности настоятеля принадлежит Святейшему Синоду».
Завершив образование, юноша еще больше укрепился в своем стремлении к иноческому подвигу. Надо полагать, родители не противились желанию сына — напротив, именно с ними он впервые посетил Псково-Печерскую обитель, в то время совсем еще бедную и маленькую. Смиренная красота здешней жизни пленила святого, и в один прекрасный день он навсегда покинул отчий дом, чтобы принять монашеский постриг.
Праведный Корнилий - настоятель Псково-Печерского монастыря
Игуменом Корнилий стал рано, в 28 лет. Это случай не исключительный — история русских монастырей знает несколько примеров по-ставления во игумены совсем еще молодых монахов, — но, во всяком случае, говорящий о подлинно подвижнической жизни преподобного. Монастырское предание рисует нам следующий образ игумена Корнилия: он спал на голых досках, носил худую одежду, работал более всех, будучи примером для братии и в исполнении послушаний, и в молитве. Неудивительно, что за время его настоятельства число иноков в Псково-Печерском монастыре увеличилось с 15 до 200 человек. При этом необходимо отметить, что игумен ревностно следил за «доброкачественностью» братии: общежительный устав исполнялся при нем строго, а богатые вкладчики, решившие почему-либо окончить свои дни в монастыре, должны были подчиняться монашескому укладу жизни.
Именно при преподобномученике Корнилии Псково-Печерский монастырь распространил свое духовное влияние на близлежащие земли. Местные жители стали видеть в игумене Корнилии своего защитника и печальника, обращались к нему с просьбами и беглецы из Ливонии (напомним, в 1558 году началась кровопролитная Ливонская война — Россия вела ее за выход к Балтийскому морю).
Никому не отказывая в помощи, преподобный сумел обратить в православие многих иноверцев. Например, представители народности сету именно святого Корнилия считают своим просветителем. Высокую оценку его деятельности дает Е. Лебедев в своем труде «Инородческий вопрос в Псковской губернии в связи с религиозно-политическим значением Псково-Печерского монастыря» (1891):
«Нужно помнить, что в те времена взаимных набегов и грабежей русских и ливонцев порубежное население терпело от них более всего. Корнилий не только давал всем просящим милостыню из средств монастыря, но изыскивал меры к постоянному обеспечению всех лишенных крова и хлеба беглецов ливонских. С этою целию он выпрашивал у московского государя пустопорожние земли для монастыря и поселял на них всех обездоленных».
Ввиду постоянной опасности, угрожавшей монастырю со стороны западных соседей, игумен Корнилий предпринял строительство мощной каменной стены вокруг обители. Столь спешное возведение крепостных укреплений рассердило Ивана Грозного, которому всюду чудилась измена. Собственно, недовольство царя было вызвано более старыми причинами — а именно, отношениями, которые поддерживали игумен Конилий и печерский старец Вассиан с «эмигрантом» князем Андреем Курбским, личным врагом самодержца. В крепостных стенах Иоанн Васильевич усмотрел лишнее подтверждение «мятежности» монахов и заподозрил их в намерении «отложиться» от Московии.
Убийство преподобного Корнилия Псково-Печерского

В феврале 1570 года Грозный царь прибыл в Псково-Печерский монастырь. За плечами его лежал усмиренный Псков (сравнительно с Новгородом Пскову «повезло» — опричники лишь «слегка припугнули» псковитян).
В обители государя встречали с колокольным звоном. Но вид каменной ограды оказался непереносим для царя. Выхватив меч, он отсек голову игумену, вышедшему ему навстречу. Был убит и старец Вассиан. Совершив злодеяние, Иван Грозный сразу же, как это не однажды бывало с ним, раскаялся. Щедрые вклады, сделанные им в Псково-Печерскую обитель, свидетельствуют об этом.
Справедливости ради следует отметить, что в монастырских летописях о причине убиения преподобномученика Корнилия царем ничего не говорится. Сказано лишь, что игумен Корнилий был «от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 февраля в 20-й день на 69 году от рождения своего». Но версия, связанная со строительством крепостных стен, является наиболее распространенной.
«Псково-Печерская обитель, издревле славная чудесами иконы Богоматерней, многия иноки Богови воспита, — поется в тропаре преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому, — тамо и преподобный Корнилий, подвигом добрым подвизася, чудную Богоматерь славя, иноверныя просвещая, иноки и многия люди спасая, обитель же свою дивно украшая и ограждая. Тамо и мученичества венец по многих летех пастырства своего доблестне прия. Темже воспоим, людие, Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, яко дарова нам преподобномученика славна и молитвенника о душах наших достоблаженна».