Лух Ивановская область что посмотреть

Лух - бывший безуездный город, а ныне поселок городского типа. Такое сокровище, так близко от крупных городов и туристических маршрутов и в таком неведении среди соотечественников! Многие ли знают Лух? А ведь это -390 километров от Спасской башни Московского Кремля по вполне приличным дорогам. И это - заповедная природа (девственные лухские леса по берегам одноименной речки, впадающей в Клязьму между Вязниками и Гороховцом) и замечательная архитектура, для русской провинции и вовсе выдающаяся.
Немного истории Луха
Лух впервые упоминается в 1404 году и с тех пор нечасто появляется в летописях. Обычно - в хрониках иноземных нашествий: сожжен в 1429 году татарами, сожжен в 1608 году поляками... На задворках ПГТ еще сохраняется дом, где жил в ссылке опальный боярин, бывший сподвижник царя Алексея Михайловича Артамон Матвеев.
В Лухе родились известные в XIX веке художники, авторы 746-метровой панорамы берегов Волги братья Чернецовы; в Лухе обжился после женитьбы изобретатель дуговой электросварки Николай Бенардос. С точки зрения сельского хозяйства Лух известен, естественно, луком, а еще сыром. А еще, в довесок к «обычному» производству, городок знаменит ландышевыми плантациями: краснокнижный цветок выращивают для нужд фармацевтической промышленности.
Архитектура Луха

Архитектура Луха - это, в первую очередь, застройка Соборной (Советской) площади. Ее выразительный облик формируют три храма, поставленные в линию между торговыми рядами и валами бывшей крепости: Троицкий собор 1754 года, Успенская церковь 1775 года и Воскресенская церковь 1680 года. Перечислены они с севера на юг, по мере того, как храмы предстают взору путешественника; описывать же будем по старшинству.
Воскресенская церковь самая старая и самая эффектная. Большая, с массивным пятиглавием того самого «соборного типа». Основной объем - двухсветный четверик, квадратный в плане. Центральная глава - простая луковица; боковые перехвачены «шейками». С севера и запада церковь облегает паперть XVIII-XIX веков.
Воскресенский храм - выдающийся образец костромской архитектурной школы - задает тон остальным сооружениям площади. Более чем на полвека младше его Троицкий собор: интерпретация пятиглавия, характерная для той эпохи, когда массивные купола отошли в прошлое, а традиции вступающего в свои права барокко требовали измельчения барабанов и глав. И все равно это барокко - русское; асимметричная планировка «кораблем», отдельно стоящая традиционная шатровая колокольня, декор двусветного четверика, наличники и аркатурный пояс не противоречат специфически усложненному верху, а создают вместе с ним эффектный визуальный образ «стилевого пограничья».
Воистину пророческое видение зодчих: образ этот еще более «заиграл», когда через двадцать лет к югу от собора выросла Успенская церковь, исполненная в архитектурной концепции следующего поколения - «восьмерик на четверике».
Три храма, три эпохи храмостроения, но за счет выразительной пластичности и некоторой стилистической двойственности Троицкого собора они поданы не «в статике», а как бы «в динамике», в процессе исторического развития. Этим достигается неожиданное единство, отличающее ансамбль разновременных храмов трех различных иконографических типов, характерных для русского зодчества XVII века.

Прямо за храмами возвышается деревянный массив реконструированной Лухской крепости. Начинали ее строить как «туристическую приманку», потом дело застопорилось, фирма-исполнитель проекта обанкротилась, не закончив работу, но уже «освоив» выданный аванс.
Несколько лет «крепость» стояла недостроенной, но вот в последнее время средства и желание довести дело до конца все же нашлись. Стоит пожелать луховчанам осуществления и других их замыслов. Городок заслуживает большего, нежели оставаться в забвении в тридцати километрах от трассы главного туристического маршрута страны.
Еще в «архитектурной копилке» Духа - торговые ряды на центральной площади, ряд старинных особняков и кладбищенский Спасо-Преображенский храм за городской чертой. Церковь построена в 1797 году и считается одним из самых оригинальных в районе памятников архитектуры эпохи перехода от барокко к классицизму. Из оригинальных особенностей специалисты указывают необычную композицию «четверик на четверике», асимметрию примыкания колокольни и своеобразные портики. Северный - о пяти колоннах: центральная отстоит, боковые спарены. Южный портик почти копирует северный... почти: в нем только четыре колонны, крайняя левая отсутствует. Это не утрата, так и было задумано -отсутствие колонны компенсирует выступающий скругленный угол трапезной.
Лух, окрестности

В пяти километрах к северу от Духа, в селе Тимирязеве располагается Николо-Тихонова Лухская пустынь. Основана она была в 1498 году преподобным Тихоном Лухским, чья канонизация в конце XVI века послужила толчком к развитию обители. Тихоновы мощи были обретены в монастырском некрополе нетленными, и пошел поток паломников и жертвователей. В Смутное время насельники и монастырские крестьяне поддержали второе ополчение Минина и Пожарского деньгами, добровольцами и пастырским напутствием. Согласно местному преданию, Пожарский после победы над поляками заезжал в Тихонов монастырь и отплатил добром за добро.
Мало-помалу подмонастырская слобода выросла в большое торговое село с ярмаркой, которая приносила обители доход - по личному царскому указу пустыни полагались все поступления с ярмарочных пошлин. Вот какое значение монастырю придавали в Первопрестольной! Однако все добрые помыслы людей порой бессильны перед стихией. Осенью 1678 года Николо-Тихонов монастырь сгорел дотла. И тогда лишившиеся храма и крова монахи задумались о каменном строительстве...
Так появился Воздвиженский храм - один из ценнейших памятников архитектуры Ивановской области. Датированная 1680 годом церковь стоит в одном ряду с другими упомянутыми нами храмами XVII века «соборного типа», надолго ставшими «законодателями стиля» для региональных зодчих. Колокольня позднейшая; ее возвели в 1836 году по канонам классицизма. Однако зодчий проявил незаурядный вкус, и в монастырский комплекс колокольня вписалась не просто необходимой, но и очень красивой доминантой.
1680 год, год завершения строительства каменного храма, не принес, однако же, в пустынь радости: в тот же год она лишилась независимости, будучи приписанной к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю под Москвой.
Подмосковные, увы, хватили лишку, подмяв под себя то, что содержать не имели ни сил, ни средств. Некогда богатая, хоть и маленькая, Лухская обитель пришла в совершеннейшее запустение. Лишь в 1743 году челобитная императрице Елизавете устранила осками. Согласно печально известному указу о секуляризации, монастырь не закрыли и даже не отправили за штат, оставив третьеклассным (а тогда, бывало, закрывались и более крупные монашеские общины!).
И хотя монарший указ отбирал у монастыря все земельные владения, у него оставались богатые покровители из местных посадских и дворян, так что XVIII век он пережил вполне успешно и даже продолжил каменное строительство. Были построены Святые ворота с оградой, придельный храм, настоятельские и позже братские кельи. Павел I, принципиально отменявший многие екатерининские указы, вернул обители рыболовецкие участки по рекам Духу и Возополи, мельницу и 20 десятин подмонастырской земли. В начале XIX века пустынь на собственные средства выстроила духовное училище на 200 человек. Строительство колокольни поставило эффектную точку в формировании монастырского ансамбля.
Закрыли Николо-Тихонову пустынь в 1930-е годы. На территории обители разместилась машинно-тракторная станция. Храмы были обезглавлены, но не разрушены. Монашеская жизнь возродилась по указу Святейшего Синода от 16 июля 1995 года. Возрождение шло трудно, очень часто приходилось преодолевать бедность, но всякий раз находились щедрые жертвователи. Многие из них предпочли остаться анонимными.
Село Порздни

После посещения монастыря рекомендуем съездить на 20 километров к востоку от Луха, в село Порздни. Оно примечательно двумя выдающимися колокольнями, видимыми издалека, задолго до въезда в само село.
Можно предположить, что две церкви, как бы «соревнующиеся» своими колокольнями - это продукт соперничества местных купцов, стремившихся выяснить, «кто краше построит». Такое часто бывало, например, в Ярославле... Да только в Порзднях все было не так. Две церкви - это храмовый комплекс, зимний и летний храмы, и именно таким он и задумывался изначально. Пятиглавая (Успенская) церковь - 1751-1763 годы, костромские традиции, тщание прихожан.
Преображенская, с восьмериком на четверике - 1768 год, поставлена старанием владельца села князя П. Г. Вяземского. Так что никакого соперничества, исключительно сотрудничество богатого ктитора и благочестивых прихожан. И получилась такая красота. Надеемся, неравнодушные люди не дадут ей разрушиться.