Мальский монастырь Псковской области (Онуфриева пустынь)

Мальский монастырь Псковской области (Онуфриева пустынь)

Содержание:

Мальский монастырь, и правда, совсем невелик. Его и называли «монастырьком». Но от этих мест, от этих стен веет Стариной — именно так, с большой буквы.

Основание Мальского монастыря

В уже упомянутой книге В. В. Косточкина читаем:

«Англосаксонская монета времен Этельреда II (979—1016), найденная когда-то в Малах, наводит на мысль, что здесь в стародавние времена, когда Изборск располагался еще на Труворовом городище, могли проходить какие-то торговые караваны, двигавшиеся с востока на запад и с запада на восток. Кто знает? Никто не может сказать о тех временах что-то определенное. Однако на всем протяжении дальнейшей истории края Малы были в стороне от больших дорог. Только старинный, изъеденный непогодой крест, в миниатюре повторяющий “Труворов”, говорит об их древности...»

Вот в такие края пришел во второй половине XV века преподобный Онуфрий. Он был учеником преподобного Евфросина Псковского — основателя Спасо-Елеазаровского монастыря в окрестностях Пскова, первого пустынножителя на псковской земле. Как и его учитель, Онуфрий тяготился жизнью в больших монашеских обителях. В Малах он нашел уединение — правда, не надолго; как это обычно и случалось, к подвижнику, слава о котором быстро распространилась окрест, за помощью и утешением стали приходить люди — и многие оставались в Малах. Отшельничий скит вскоре превратился в монастырь. Память об основателе сохранилась в его втором названии — Онуфриева пустынь. Под спудом здесь почивают мощи преподобного.

Архитектура Мальского монастыря

Христорождественский храм Мальского монастыряК XV—XVI векам относят сооружение двух дошедших до нас храмов Мальского монастыря. Пятиглавый Христорождественский собор интересен с точки зрения влияния столичного «тренда» на зодчество псковской глубинки. Нет, сам собор, если говорить о его формах, безусловно классически-«псковский», но солидные пять куполов напоминают о московских храмах той эпохи. Соседняя трапезная церковь, выглядит более древней — но, возможно, это аберрация восприятия, связанная с внешним видом непобеленного, в щербинах известняковой кладки храма. Его точный возраст неизвестен.

Колокольня Мальского монастыряА вот оригинальная четырехгранная колокольня — это нечто удивительное. Из тех характерных (или даже с ударением на второй слог — характерных) сооружений, которые западают в душу и запоминаются сразу, с первого взгляда. Таких «неожиданных» колоколен в России навскидку и не вспомнишь. Впрочем, для знающего человека неожиданности, наверное, никакой и нет — ведь до начала XX века это была не колокольня, а простая звонница. Мысленно убираем четырехскатный верх и три стены яруса звона, оставляем только одну — южную, с арочными проемами для колоколов, оставшийся нижний массивный четверик опять же мысленно перекрываем односкатной кровлей... ну да, все так и есть — классическая псковская звонница! Современное завершение она получила в 1902 году, и не от хорошей жизни — старинная конструкция грозила рухнуть и требовала срочного укрепления...

Время запустения и восстановления монастырской жизни в Малах

В 1581 году для Мальского монастыря настало тяжелое время. Польский король Стефан Баторий, обломавший зубы о твердыни Пскова и Печор, с лихвой отыгрался на маленькой обители, у которой и всей защиты-то было, что бревенчатая ограда да полтора десятка насельников. Онуфриеву пустынь поляки буквально опустошили, всех ее монахов убили. Почти сто лет Мальской монастырь лежал в руинах. Лишь к 1675 году (судя по надписи-датировке на одном из колоколов) он возродился — по крайней мере, это возрождение именно тогда было впервые задокументировано. Но мирное развитие обители вскоре (в 1710 году, во время Северной войны) прервали шведы. Снова двадцать лет запустения — и снова восстановление.

По этому поводу существует интересная, но совершенно неправдоподобная легенда о некоем пчеловоде из Кирсановского уезда (далеко-то как — тамбовская земля!), с которым однажды вдруг заговорила человеческим голосом пчела-матка и повелела собираться в путь и идти за роем. Через много недель рой привел его в Малы на развалины монастыря, и там во сне услышал он голос, велевший копать... копать до тех пор, пока не отыщется все необходимое для возрождения обители. И будто бы выкопал кирсановский пасечник зарытый монахами при приближении неприятеля клад. На эти деньги якобы и восстановили Мальской монастырь. На самом деле с источником финансирования все было гораздо проще — Онуфриеву пустынь подняли из руин при епископе Псковском Рафаиле (Зборовском) по личному приказу императрицы Анны Иоанновны. Так что «тамбовская» легенда — проявление исторической несправедливости по отношению к самодержице, которую наша отечественная историография и так не очень-то жалует.

Зато при обласканной историками Екатерине II Мальской монастырь (как и многие другие) упразднили. Хорошо разбиравшаяся в государственном управлении и экономической целесообразности, императрица слабо понимала суть монашеского духовного подвига. «Бесперспективные» с бюджетно-мирской точки зрения обители в процессе секуляризации выводились за штат или обращались в приходы. Малы стали погостом, приписанным к Псково-Печерскому монастырю.

Мальский монастырь в советское время

После революции и Малы, и Печоры, и Изборск отошли к Эстонии, а с ее вхождением в состав СССР, при очередной «перекройке» границ, снова вернулись в лоно России. Понятно, что в атеистическом государстве обитель действовать не могла. Постройки в Малах долго стояли бесхозными (впрочем, справедливости ради нужно отметить, что в 1960-х годах здесь побывали реставраторы, обеспечившие на какое-то время консервацию памятников), пока в 2000 году погост не вернули Псково-Печерскому монастырю для восстановления и устройства скита во имя преподобного Онуфрия.

Удивительный монастырь России.


Саша Митрахович 28.05.2017 17:07

Как добраться до Мальского монастыря

Как добраться до Мальского монастыря

От Изборска до бывшего Мальского монастыря — около шести километров по петляющей пешеходной тропинке и примерно столько же по дорогам, доступным «железным коням».

В Мальский монастырь на автомобиле

Автомобилистам, может быть, в чем-то технически проще: большую, если не всю, часть дороги можно проделать на машине в любую погоду, сильно сэкономив время (но — сильно же — потеряв в удовольствии). Для этого нужно выехать на Псковское шоссе, ведущее в Печоры, и через три с половиной километра свернуть направо, собственно на Малы, — на типичную сельскую «убитую» дорогу. Проехав населенный пункт «насквозь», можно остановиться на склоне, у спуска в долину, — отсюда уже видны маковки Мальского монастыря, — и оставшиеся полкилометра пройти пешком. В сырую погоду без полного привода спуск в долину может быть чреват нежелательными последствиями.

Те же, у кого привод полный, могут попробовать вовсе не связываться с платными трассами, а проехать полевыми дорогами. Мимо Труворова городища нужно выехать по Печорской улице на север и держаться параллельно шоссе. Грунтовка приведет мимо деревни Конечки аккурат в Малы. Придется, конечно, потрястись на ухабах.

Пешком до Мальского монастыря

Впрочем, тот, кто выберет не самый близкий (шесть километров туда — и еще шесть обратно) пешеходный путь, наверное, только выиграет.

- Мимо Священного холма единения России

Автомобилисты смогут увидеть (да и то мельком, если не останавливаться) лишь «Священный холм единения России» — памятник «а-ля рюс», поставленный уже в XXI веке. Это искусственная насыпь из камней и земли, привезенной из разных уголков России: с того же Труворова городища, Куликова поля, побережья Байкала, станции Дно, где отрекся Николай II, и даже почему-то из Палестины — хотя к русскому единению она имеет отношение весьма опосредованное. Пешеходы увидят и прочувствуют гораздо больше. Не зря тропа от Изборска до Малов по традиции называется «тропой здоровья». А еще можно было бы назвать ее «тропой поэзии». Какой угодно — поэзии русской природы или поэзии в камне. А верней всего — слитной поэтической симфонии первозданного и рукотворного.

- Мимо Велесова оврага

От Словенских ключей мимо Труворова городища тропа ведет на север, мимо живописного Велесова оврага (здесь, на севере, православное и языческое переплетаются порой особенно тесно). В глубине оврага — большой валун, идол дохристианских славян. А неподалеку — и собственно «голова Велеса», камень, удивительно напоминающий лицо выглядывающего из земли великана с глубоко посаженными глазами под нахмуренным лбом. Может быть, кому-то покажется, что это языческое место лучше обойти стороной. Но и тем, кто отважится взглянуть поближе, стоит быть осторожными — это урочище совершенно не случайно называют Змеиной балкой, гадюка здесь — частый гость.

- Мимо Мельничной балки

Тропа бежит дальше, мимо древних камней с высеченными на них крестами, мимо организованных туристических стоянок, где можно присесть на лавочку перекусить или просто отдохнуть. За Мельничной балкой видно место, где на поверхность земли выступили залежи известкового туфа. Он похож на известняк, только пористый. Ниже залежей бьет Кипун-родник, названный так потому, что вода, проходя через поры туфа, как будто кипит.

- Мимо Мальского озера

Петляя и изворачиваясь, тропинка приводит нас к Мальскому озеру — месту красоты неописуемой и многоцветным летом, и скупой на краски зимой, и при свете дня, и в полумраке раннего утра или позднего вечера, когда солнце бросает короткий розоватый мазок на туманную дымку, укутавшую спускающиеся к воде деревья. Укрывшиеся в одной из лощин храмы, выглядывающие из зелени синими главками, — вот уже и Мальской монастырь.


Саша Митрахович 28.05.2017 17:12

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча