Митрополичьи палаты на Крутицком подворье

На протяжении своего существования митрополичьи палаты не раз перестраивались. Опись, составленная при передаче Крутицкой кафедры в Московское епархиальное ведомство, фиксирует, в частности, следующие черты здания: «покои каменные в два этажа», «покрыты тесом с красною краскою», «над домом... полукружный фронтон с балясами». Упоминаются также примыкавшие к основному зданию «архиерейские покои летние зеленые двухэтажные, низ каменный, верх деревянный, на два отделения... одно соснового, другое липового дерева».
У П. Д. Барановского о «покоях летних зеленых» читаем следующее: «Набережные палаты Крутицкого комплекса, или Зеленые хоромы, по описанию XVIII в., расположены у западной границы владения на крутом обрыве к Москве-реке. Их сооружение относится ко времени Петра I, когда в 1718 г. было запрещено каменное строительство в связи с обстройкой Петербурга.
Как было установлено архивными исследованиями, раскопками и изучением остатков в натуре, здание состояло в надземной его части из трех палат, средняя из них была сенями, а по бокам - две другие. Из сеней каменные лестницы вели в белокаменные подвалы, расположенные под двумя боковыми палатами. Палаты в соответствии с их назначением назывались Поваренными палатами. Над этими каменными частями сооружения в 1757 г. бригадой плотников во главе с Евстафием Князевым были построены Зеленые хоромы - деревянные жилые помещения для архиерея. Эти хоромы соединялись деревянными переходами с основным зданием митрополичьего дома, а с другой стороны, по верху ограды, был переход в сад с беседкой и в березовую рощу».
В 1812 году бывшие архиерейские покои горели, после чего их переоборудовали для нужд военного ведомства. Здесь разместились «квартиры воинского начальника и других служащих при казармах» - при этом зданию словно нарочно придали самый скучный вид из возможных. Впрочем, пряничный декор XVII века, наверное, действительно казармам не пристал.