Митрополит Киприан Московский

29 сентября 2006 года исполнилось 600 лет со дня кончины святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси. Служение его пришлось на тяжелое для Руси время - время татаро-монгольского нашествия.
B XIII-XIV веках русские княжества боролись за первенство между собой. Главными соперниками были Москва и Тверь. Исторически сложилось так, что Тверь постепенно растеряла свои преимущества.
К тому же Константинополь поддерживал Москву и московского князя, и присланные Византией на Русь митрополиты избирали своим местом жительства уже не Киев, а Москву, хоть по-прежнему они именовались митрополитами Киевскими и всея Руси.
Митрополит Киприан Начало
Митрополит Киприан родился в 1330 году в болгарском местечке Тырново. Там же, в Болгарии, он начал свое монашеское служение. Затем перебрался в Константинополь, подвизался на Святой горе Афон.
На Русь Киприан приехал, будучи доверенным лицом патриарха Константинопольского Филофея. Было это в 1373 году. Кроме вопросов, касавшихся религии, Киприан занимался и дипломатией. В 1375 году он был рукоположен в митрополита Киевского, Русского и Литовского. Ему предстояло, после смерти митрополита Алексия, занять митрополичий престол в Москве.
Киприан Митрополит московский
В 1378 году митрополит Алексий скончался, и Киприан отправился в Москву. Однако по приказу московского князя был схвачен на подъезде к городу, ограблен и помещен в узилище. А затем выслан вон. Произошло это по причине того, что в этот период при князе московском Дмитрии Ивановиче Донском усилилась политическая партия, настаивавшая на том, чтобы Москва должна подчиниться Орде и вступить в торговый союз с генуэзскими купцами. Ставленник Константинополя не был нужен ни тем, ни другим. Особенно генуэзским купцам, державшим в сильнейшей зависимости экономику Константинополя. А Киприан, как стало известно, был сторонником объединения Руси, непримиримым врагом католицизма и категорически отвергал возможный союз Руси и Орды.
Но была и еще одна причина княжеской неприязни. Уж очень князю Московскому хотелось видеть на месте митрополита собственного ставленника, избранного в обход Константинополя. У князя Дмитрия Ивановича был такой человек - архимандрит Михаил (в миру Митяй), духовник князя и знатных бояр, архимандрит Спасского монастыря, что на Крутицком холме. Архимандрит Михаил по происхождению был русским, родился в Коломне. И был личностью выдающейся. Но все же рукополагаться будущему митрополиту следовало в Константинополе. И архимандрит Михаил отправился в путешествие к далекому патриаршему престолу. Туда же, но другим путем последовал и Киприан.
В дороге архимандрит Михаил внезапно скончался. Была ли на то воля Божия, или это люди постарались - никто не знает. По крайней мере, в Никоновской летописи сказано об этом событии так:
«Инии глаголаху о Митяй, яко задушиша его, инии же глаголаху, яко морского водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людие не хотяху Митяя видети в митрополитех; но един князь великий хотяше».
Свита, сопровождавшая архимандрита, сначала растерялась, но после бурных споров избрала другого кандидата в митрополиты - Пимена, архимандрита переяславского. В Константинополе московиты представили Пимена, как посланника и избранника великого князя Московского. Однако Киприан уже был в Константинополе. Так или иначе он сумел разоблачить этот заговор перед тогдашним константинопольским Патриархом Нилом. И все же патриарх решил рукопологать в митрополиты Киевские и всея Руси Пимена. Киприану же надлежало стать митрополитом Литовским и Малороссийским. Вероятно, свою роль сыграл щедрый подкуп со стороны московской делегации.
Борьба с Ордой
Но время не стояло на месте. Грянул 1380 год - знаковый в истории Руси. 8 сентября на Куликовом поле состоялась та самая битва, которая перевернула весь ход истории. Войско князя Дмитрия Донского нанесло сокрушительное поражение Мамаевой орде, положив начало свержению монголо-татарского ига и объединению Руси. И в 1381 году князь Дмитрий отправил посланников в Киев, звать Киприана в Москву на митрополичью кафедру.
Что же произошло? Почему московский князь переменил свое решение? Дело в том, что в 1379 году, перед самой Куликовской битвой, святитель Киприан благословил литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей идти на службу к московскому князю. Их участие в определенной степени решило исход дела в пользу победы русского князя. Ведь союзники в такой важной битве были жизненно необходимы.
Есть также предположение, что именно благодаря Киприану союзник Мамая литовский князь Ягайло не пришел с войском ему на помощь. Вероятно, что за Киприана просил также и преподобный Сергий Радонежский, авторитет которого после Куликовской битвы был непререкаем. И вот, в 1381 году, на праздник Вознесения Господня митрополит Киприан торжественно въехал в Москву. А несчастный Пимен по возвращении был брошен в узилище.
Среди деяний митрополита Киприана было установление в Москве почитания князя Александра Невского. Новый митрополит был писателем и принялся за составление жития московского митрополита Петра. Помимо этого он составил службу этому святому, молебный канон и похвальное слово. В исторической памяти образ митрополита Киприана остался как образ ученого, книжника, имевшего большой авторитет среди современников. Филологи называют эпоху Киприана на Руси временем «второго южнославянского влияния».
Заступничество Пресвятой Богородицы
В 1395 году на Русь ступили Тамерлановы полчища. Как полководец, Тамерлан не знал поражения. Он завоевал огромные территории от Персии до Грузии, от Индии до Сирии. И вот он пришел на Русь и, разоряя по пути города, подошел к верховьям Дона. Войска московского князя Василия стали ждать его под Коломной, но все понимали, что противостоять такой силе невозможно и гибель не только Москвы, но и всего государства русского неминуема.
Митрополит Киприан повелел москвичам усердно молиться и поститься, призывая Божью помощь. И отправил во Владимир посольство за величайшей русской святыней - Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней крестным ходом несли икону в Москву при огромном скоплении народа, неустанно молившего Богоматерь: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Москва со слезами встретила икону на Кучковом поле. Та улица, по которой шел крестный ход, ныне называется Сретенкой, в честь этого же события был основан и Сретенский монастырь.
И вот, чудо, о котором молили, свершилось! Войско Тамерлана повернуло вспять. По легенде, во сне Тамерлану явилась Величественная Жена, грозно повелевшая ему оставить московские пределы. Узнав в ней великую защитницу христиан, Тамерлан, гонимый страхом, ушел прочь. И вместо Москвы, начал громить Золотую Орду, разграбив и уничтожив города степняков в течение одного года. От этого удара Орда уже не оправилась.
На склоне лет
Более двадцати лет прослужил митрополит Киприан русской земле, народу, князю. Любимым местом отдыха и уединения семидесятилетнего митрополита Киприана, стало село Голенищево, находившееся при слиянии Сетуни и Раменки. Место это, окруженное ныне современными домами, сохранило свой дух в неприкосновенности. Недаром уже в XVII веке сюда была перенесена загородная резиденция московских патриархов и именно тут был построен храм Живоначальной Троицы, где теперь особым почитанием всегда пользовался и пользуется до сих пор святой митрополит Киприан. В наши дни к храму была пристроена часовня-крестильня, освященная во имя святителя Киприана. А печатным изданием храма является ежемесячный приходской листок под названием «Киприановский источник».
В 1404-1405 годах митрополит Киприан предпринял путешествие по западным областям своей митрополии, и князь Витовт встречал его с большими почестями. Виделся святой митрополит Киприан тогда и с князем Ягайло.
Он умер в 1406 году и был похоронен в старом Успенском соборе Московского Кремля. Мощи его были обретены в 1472 году, уже в правление Ивана III, при разборе собора перед постройкой нового, который должен был символизировать собой величие и крепость русского царства. Поэтому 1472 год считается годом прославления святого митрополита Киприана. Именно в эпоху митрополита Киприана происходило духовное обновление Руси.
Кроме литературного расцвета, происходит расцвет религиозной живописи. До нас дошли имена таких великих иконописцев, как Андрей Рублев, Феофан Грек, Даниил Черный. Это были мастера философско-богословского осмысления иконы.
Рукописные книги того времени являют собой пример шедевров русского книгописания и книжной миниатюры. Пример этого - знаменитая Киевская Псалтирь, выполненная московскими мастерами, состоявшими в свите митрополита Киприана, жившего в период создания Псалтири в Киеве (1396-1397).