Московский вокзал (Николаевский) Санкт-Петербург

Московский вокзал (Николаевский) Санкт-Петербург

Величественное здание Московского вокзала в Санкт-Петербурге - детище знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона, построившего храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату в Москве и множество церквей в Петербурге, Петергофе, Царском Селе и в русской провинции.

Хотя Константин Тон более известен как приверженец русско-византийского стиля, здание Московского вокзала (первоначальное название Николаевский вокзал) в Петербурге и его брат-близнец в Москве выстроены в стиле неоренессанса - двойные арки с колоннами посередине напоминают о венецианских дворцах XVI века, квадратная башня с часами над главным входом наводит на мысль о ратушах западноевропейских городов.

Московский Вокзал был построен в 1851 году, к открытию Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, которая спустя четыре года, после смерти Николая I, получила название Николаевской, а в 1923 году — Октябрьской.

Это была третья железнодорожная ветка на территории тогдашней России. Первая соединяла Петербург с Царским Селом, а вторая, как это ни покажется странным, вела из Варшавы в Вену, - не будем забывать, что Варшава в те годы относилась к Российской империи. Эта линия в большей степени использовалась для перевозки грузов, а вот Николаевская дорога сразу же сделалась необычайно популярной у пассажиров.

Не прошло и двадцати лет с открытия Московской ветки, а нагрузка на линию так возросла, что пришлось расширять и перестраивать вокзал. В те годы он представлял из себя нечто среднее между дворцом, государственным учреждением и доходным домом, а точнее, соединял в себе все
эти функции.

Московский (сейчас Николаевский) вокзал Санкт-Петербурга.

В здании Московского вокзала были обустроены царские покои для членов императорской фамилии - на случай, если им заблагорассудится предпринять путешествие в древнюю столицу; кроме того, непосредственно в здании вокзала располагались конторы управления железной дорогой, квартиры служащих и даже квартира первого начальника вокзала Николая Ильича Миклухи.

В начале XX века было принято решение о сносе старого и строительстве нового здания Николаевского вокзала. Техническое развитие не стояло на месте, появлялись новые устройства, требовавшие новых помещений, к тому же пассажиропоток неуклонно возрастал.

Нужно отдать должное градостроителям того времени - сознавая, что ансамбль Знаменской площади, на которой располагался вокзал, полностью сформирован, и не желая нарушать его, они поставили условием расширение вокзала только «внутрь», то есть в сторону железнодорожных путей.

В 1912 году было начато строительство нового корпуса прибытия, который призван был стать частью нового здания вокзала, но и старое пока оставалось на месте. Трудно сказать о начале войны «к счастью», однако именно Первая мировая помешала сносу Николаевского вокзала.

После революции, когда Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую, такое же название получил и вокзал, однако уже с 1930 года и по сей день он именуется Московским. В современном Петербурге здание Московского вокзала оснащено последними достижениями техники и в то же время сохраняет в себе атмосферу XIX столетия, составляя неизменную часть архитектурного ансамбля бывшей Знаменской площади, ныне площади Восстания.

Первый начальник Московского вокзала

Первый начальник Московского вокзала был героический человек. Внук казака, получившего потомственное дворянство за подвиги при взятии Очакова, простой провинциальный юноша, он приехал в северную столицу и блестяще окончил Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Получив уважаемое в те времена звание инженера-путейца, Миклуха был назначен одним из инженеров-организаторов строительства будущей Николаевской дороги.

В отличие от некоторых своих коллег, Николай Ильич отдавал делу все силы и даже жил на месте строительства, хотя как раз в год его начала женился, молодая жена и родившиеся за время строительства дети жили вместе с ним. В самые трудные моменты Миклуха ночевал в палатке на месте стройки рядом с простыми рабочими, среди которых пользовался неизменным уважением. Ему был поручен самый трудный участок дороги - Новгородский, и тамошний сырой климат подорвал здоровье инженера.

Через пять лет после открытия железной дороги и своего назначения на должность начальника вокзала Николай Ильич был уволен за то, что попытался помочь опальному украинскому поэту Тарасу Шевченко. Глубокие переживания вкупе с подорванным здоровьем привели к развитию чахотки, и в 1858 году Николай Ильич Миклуха скончался в возрасте всего лишь сорока лет.


Саша Митрахович 14.03.2020 10:18
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча