Сампсониевский собор Санкт-Петербург

Сампсониевский собор Санкт-Петербург

Строительство Сампсониевского собора

Но почему Сампсониевский собор был построен? Почему освящен во имя святого Сампсония? Дело в том, что в то время Россия вела длительную Северную войну за выход к Балтийскому морю. И вот 27 июня 1709 года русские войска нанесли сокрушительное поражение шведам под Полтавой. Эта победа во многом решила исход Северной войны. В честь «преславной виктории» Петр I повелел построить храм и освятить его во имя того святого, память которого празднуется 27 июня (10 июля по новому стилю), - Сампсония Станноприимца. Царь лично участвовал в закладке храма.

Изначально это была рубленая маленькая деревянная церковь с двускатной крышей и маленькой главкой на ней, увенчанной шпилем и крестом. Рядом с ней срубили деревянную же колокольню. Стояли они на месте нынешней часовни. Макет этого храма ныне можно увидеть в соборе. В храм не раз забирались воры, так как он славился богатым убранством и ценными вкладами.

Когда на Выборгской стороне стали расти заводы, пришла пора перестраивать и Сампсониевский храм.

Каменный Сампсониевский собор обязан своим появлением купцу Ивану Андреевичу Лапшину, который на собственные, а также на собранные прихожанами средства, заложил в этих местах в 1728 году каменный храм. Средств на строительство постоянно не доставало, поэтому завершилось оно только в 1740 году.

Сразу, как только был построен еще первый Сампсониевский храм, около него было учреждено первое городское кладбище. Кроме обычных обывателей, хоронили тут и казненных или умерших в застенке. В 1740 году в его ограде были похоронены жертвы борьбы за власть Артемий Волынский, Андрей Хрущев и архитектор Петр Еропкин.

В 1763 году отлили колокол, один из самых больших, которые сохранились до сей поры в Петербурге. Весил он около 400 пудов и даже в советское время не покинул своего места. Диаметр колокола 2 метра 10 сантиметров.

Заметной вехой для собора стал 1909 год - год празднования двухсотлетия Полтавской победы. Рядом с храмом появилась часовня.

После революции

После 1917 года службы в храме прекратились не сразу. Сначала сняли колокола, кроме главного, и только в 1938 году собор был закрыт окончательно. В здании разместили магазин готового платья. После войны собор был передан Библиотеке Академии наук, которая использовала его для хранения книг. Затем в здании собора размещались помещения Оптовозакупочной базы Ленгорунивермага. Крышу же собора, разрушенную во время войны, полностью восстановили только в 1957 году.

В 1984 году собор был введен в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», после чего в Сампсониевском храме начались полноценные восстановительные работы. В 1999 году, в 290-ю годовщину битвы под Полтавой, храм принял первых посетителей.

В 2000 году храм начал функционировать как музей, но и после этого еще два года восстанавливалась декоративная роспись стен главного придела храма. Сампсониевский собор получил статус государственного музея-памятника, но в выходные дни и в двунадесятые праздники было разрешено проводить в нем службы, и 21 мая 2002 года была отслужена первая за долгое время Божественная литургия.

С 2010 года в храме стали проводиться ежедневные богослужения, а с 5 февраля 2017 года Сампсониевский собор передан РПЦ сроком на 49 лет.

Утраченное кладбище

f Старое кладбище при Сампсони-евском соборе было упразднено еще в XIX веке. Последние захоронения были на нем произведены в 1770-х годах. В советское время старинное кладбище при Сампсониевском соборе было окончательно утрачено. Тут был разбит парк имени Карла Маркса.

Последний покой близ храма нашли великие зодчие Доменико Трезини и Жан-Батист Леблон, главный архитектор Санкт-Петербурга; здесь упокоился Георг Иоганн (а по-русски Христиан Егорович) Маттарнови - немецкий архитектор, автор проекта планировки Адмиралтейской стороны города (Кунсткамера - творение его таланта). А неподалеку от него лег его учитель Андреас Шлютер, автор ряда скульптур Летнего дворца. Скульптор Бартоломео Карло Растрелли, отец знаменитого архитектора, также был похоронен здесь. Здесь нашли свой последний приют французский живописец Луи Каравак, придворный живописец русских императоров, начиная с Петра I, автор ряда портретов членов царской семьи; а также итальянский художник Стефано Торелли, с 1762 года и до самой своей кончины проживший при русском дворе как исторический и портретный живописец. Их могилы не сохранились, но память о них осталась в их творениях.

Сампсониевский храм архитектура

Сампсониевский храм представляет собой интересное в архитектурном отношении сооружение. Это архитектурный комплекс, состоящий из колокольни, часовни, собора, ограды и Юбилейного домика. Сложившийся ансамбль - результат реставрационных работ 1908-1909 годов, выполненных к двухсотлетию Полтавской битвы. Особенностью Сампсониевской церкви является некое смешение архитектурных форм: элементов европейской архитектуры и древнерусского храмового зодчества.

Итак, что же в архитектурном отношении представляет собой Сампсониевский собор? Это одноапсидный храм с кирпичными стенами, выкрашенными в бело-голубые тона. Состоит он из трех взаимосвязанных частей: главной летней церкви с восточной стороны, паперти с западной стороны и трапезной, которая является еще и зимней церковью. Вся композиция здания вытянута с запада на восток, основные его части находятся на одной оси. Такую конструкцию символично называют «кораблем». Этот тип церковной архитектуры сложился в России еще во второй половине XVII века. Кстати, и колокольня храма, выдвинутая на запад и стоящая отдельно, не выбивается из этого плана.

Основные цвета собора - голубой и белый. Купола собора и колокольни выкрашены в темно-синий цвет, шатер на колокольне - серый. Отделка карнизов достигается использованием декоративных наличников окон и рустованных пилястров.

Главный вход в храм обращен к Большому Сампсониевскому проспекту. Небольшая лестница ведет к паперти (притвору), выстроенной в 1909 году. Ранее на месте крыльца и паперти был коридор, который соединял собор с колокольней.

Гладкие стены трапезной в более позднее время были оформлены ложными декоративными арками. В арочных нишах расположены прямоугольные окна в обрамлении белых наличников.

Восточная часть собора с двух сторон окружена открытыми арочными галереями-гульбищами, что роднит Сампсониевский храм с древнерусской архитектурой. Плоские фасады трапезной контрастируют с боковыми аркадами.

Крыша храма четырехскатная с восьмигранным барабаном, оканчивающимся глухим пятиглавым куполом. В 1761 году к центральному куполу были присоединены еще четыре, согласно царскому указу от 1747 года, который возвращал к жизни русское пятиглавие. Четыре окна на барабане купола, украшенные барочными наличниками, — ложные. Они были созданы Николаем Лансере при реставрации 1908-1909 годов.

Внутри Сампсониевского собора Санкт-Петербурга

Сампсониевский собор Санкт-Петербург. Главный храмовый иконостас.

Интерьер собора уникален, недаром долгое время храм был частью музейного комплекса. Главное его сокровище - иконостас, памятник русской резьбы 30-х годов XVIII века. То, что он сохранился до наших дней, сродни чуду. Кроме него поражает своеобразная внутренняя отделка, прекрасное богатое паникадило и обилие драгоценных для любого верующего икон.

Трапезная имеет квадратную форму, разделенную натри нефа. Центральный неф ведет к главному алтарю, два боковых - к боковым алтарным приделам. Главный придел был изначально летней церковью и только после устройства в 1909 году центрального парового отопления службы там стало возможно проводить круглый год.

Сампсониевский собор замечателен декоративными росписями на стенах. Так, в нише над дверью трапезной можно видеть картину «Сампсониевский собор» 1905 года. А на западной стене предалтарной части над аркой входа - роспись «Император Петр I» (вторая половина XVIII века).

Главный иконостас Сампсониевского собора был освящен в 1740 году. Он относится к эпохе русского барокко и поражает своими колоссальными масштабами, скульптурой, резьбой, позолотой и яркостью икон. Он поистине является шедевром декоративно-прикладного искусства XVIII века.

Сампсониевский собор Санкт-Петербург. Ангелы и витые колонны, иконостаса.

Скульптурные деревянные детали пятиярусного иконостаса, самого большого из всех, что сохранились в Петербурге, вырезаны из липы. Основа - древесина сосны, по который выполнена живописная роспись с имитацией уральского малахита и змеевика. На живописный фон положена позолота. В резной отделке использованы разнообразные орнаменты и скульптура.

Иконостас украшен витыми и прямыми колоннами с растительным орнаментом, головами ангелов, фигурами бесплотных духов и херувимов, гирляндами, карнизами и несколькими десятками оригинальных фигур. Резные рамы икон не повторяются ни по очертаниям, ни по орнаментальному исполнению. Иконы выполнены на холстах, приклеенных к деревянным доскам, и каждая - самобытный шедевр. Царские врата богато украшены резьбой, а в просвете над их створками помещено золоченое облако с головами херувимов.

Всего иконостас содержит 68 икон. Предполагается, что автором проекта иконостаса мог быть Франческо Бартоломео Растрелли.

Богослужения

Храм открыт ежедневно. Богослужения проходят ежедневно. С понедельника по пятницу в 10:00 - Божественная литургия.

В субботу в 10:00 - Божественная литургия, в 17:00 - всенощное бдение. В воскресенье в 10:00 - Божественная литургия, в 17:00 -акафист. Вечерние богослужения в будние дни совершаются накануне праздников в 17:00.

В соборе также совершаются таинства Крещения и Венчания.

Контакты

  • Адрес: 194044, г. Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский проспект, д. 41
  • Телефоны для справок: 8 (931) 223-80-83, 8 (921) 447-67-30
  • Сайт: sampsony.ru
  • Страница Вконтакте: vk.com/sampsonysobor

Как добраться

До Санкт-Петербурга можно доехать любым удобным вам видом транспорта.

На автомобиле: из Москвы выезд по Ленинградскому шоссе, затем следовать по трассе М10 или M11 (платной). При въезде в город с Московского шоссе следовать по Витебскому проспекту, затем по Литовскому, Невскому, Литейному и с Пироговской набережной съехать на Большой Сампсониевский проспект.

На поезде: от Ленинградского вокзала. Прибыв на Московский вокзал, следует спуститься в метро на станцию «Площадь Восстания», перейти на красную ветку и доехать до станции «Выборгская». Выход со станции метро «Выборгская» на улицу Смолячкова или улицу Гренадерская. По одной из этих улиц следует дойти до Большого Сампсониевского проспекта, повернуть налево и дойти до дома № 41. Напротив него расположен памятник Петру I. Позади храма - Сампсониевский сад. Также от метро «Выборгская» можно проехать одну остановку на трамвае № 40 или № 48 в сторону Большого Сампсониевского проспекта. Далее перейти через дорогу и идти пешком.

Расположение на карте


Саша Митрахович 29.03.2019 07:10
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча