Семейная жизнь Александра Суворова

Семейная жизнь Суворова, по некоторым сведениям, началась в храме имения Никольское. Именно здесь повенчались 16 января 1774 года княжна Варвара Ивановна Прозоровская и владелец соседнего имения Рождествено-Суворово генерал-майор Александр Васильевич Суворов.

Плодом этого союза, во многом устроенного Суворовым-старшим, самолично выбравшим невесту сыну, стали дочь Наталья и сын Аркадий, ненадолго переживший родителей (1784-1811). По злой иронии судьбы генерал-лейтенант Суворов утонул в той самой реке Рымник, в честь которой унаследовал графский титул.

Княгиня Варвара Ивановна Суворова.Статс-даму Варвару Ивановну (1750-1806), ставшую в результате брака княгиней Италийской и графиней Суворовой-Рымникской, современники описывали как русскую красавицу, дородную и румяную, не обремененную излишним образованием, малограмотную и весьма ограниченную умом. Известно ее письмо к дяде, князю Голицыну, подписанное: «вар вара Суворава».

Впрочем, она вполне подходила для мужа, менее всего желавшего ограничить жизнь домашним кругом, видя для себя ее смысл исключительно в военной службе и высоко ценя собственную независимость. Женитьба для него была событием почти вынужденным, но соответствовавшим его набожности: «Меня родил отец, и я должен родить, чтобы отблагодарить отца за мое рожденье», ибо «Богу не угодно, что не множатся люди».

Отец дал за Варвару 5 тысяч рублей приданого, невесть какую сумму, однако и отец, и сын Суворовы были не прочь породниться со знатным родом. Александр Васильевич вообще чурался роскоши, был экономен и неприхотлив, а красивая жена льстила его самолюбию. Однако пушкинская формула «волна и камень, лед и пламень» на сей раз не сыграла: между супругами начались размолвки, поскольку муж обвинял жену в неверности, и, по слухам, не без оснований. Скучающая барыня вела себя сообразно тогдашним свободным нравам дворянства екатерининской эпохи, употребляя, по словам мужа, «развратные и соблазнительные обхождения, неприличные чести ее».

В итоге Суворов направил в Славянскую духовную консисторию прошение о разводе (1779), но вскоре отозвал его, вняв уговорам жениной родни, духовенства и влиятельных сановников. В апреле 1780-го между супругами даже состоялась публичная церемония церковного примирения. Со слезами на глазах они покаялись друг другу в присутствии священника, который прочитал над ними специальную разрешающую молитву и отслужил соответствующую литургию

Однако даже эта инициатива Александра Васильевича ни к чему не привела, и спустя четыре года полководец окончательно порвал с женой всякие отношения. Их дочь Наталья стала воспитанницей Смольного института благородных девиц, а младенец Аркадий, которого Суворов упорно отказывался признать своим сыном, остался с матерью. Тем не менее их брак не был официально расторгнут Синодом, поскольку для этого не имелось свидетелей и «иных крепких доводов». Не помогла даже протекция всесильного Потемкина перед императрицей Екатериной II.

Все попытки отринутой супруги к примирению Суворов категорически отверг. Единственного опыта семейной жизни ему хватило с лихвой, и полководец нередко повторял по этому поводу: «Ожегшись на молоке, станешь на воду дуть». Привыкши к науке побеждать, он и свой неудавшийся брак воспринял как Божий промысел.

Окончательно решившись на развод с женой, Александр Суворов захотел вычеркнуть из жизни все, что было связано с Варварой Прозоровской, в том числе и приданое. Князь Иван Андреевич наотрез отказывался взять деньги, однако великий полководец был непоколебим. Более узами Гименея Суворов не прельщался, полностью отдавшись своей единственной возлюбленной на всю жизнь - русской армии.

Варвара Ивановна возвратилась в отцовский дом, а схоронив родителя, переехала к брату, генерал-майору Ивану Ивановичу Прозоровскому, где и коротала свой век на маленькую пенсию, назначенную ей бывшим мужем. Повзрослевшая дочь приняла сторону отца и практически не общалась с матерью.

Положение Варвары Суворовой улучшилось только благоволением Павла I: пользуясь любой попыткой насолить строптивому фельдмаршалу взбалмошный император велел ему повысить ежегодное содержание жены до 8000 рублей и отдать ей наследственный московский дом на Большой Никитской.

Она умерла в Москве на 56-м году жизни и была погребена в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре.


Саша Митрахович 29.05.2019 07:54
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Суворов - строитель храмов

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча