Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия»

Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия»

Смоленский образ Божией Матери, прославившийся чудотворениями, написан в стиле, заставляющем думать об авторстве кого-либо из мастеров Оружейной палаты.

Одигитрия

Чудотворной Смоленскую икону Божией Матери владыкинцы почитали давно. В 1848 году, когда Россия переживала очередную (и едва ли не сильнейшую на протяжении новой истории) эпидемию холеры, прихожане и не пробовали искать заступничества от беды где-либо, кроме как перед этой иконой. Пока длилась эпидемия, образ обносили крестным ходом вокруг села, и болезнь во Владыкино так и не пришла. Хотя Московская губерния в целом была очень неблагополучна по «холерной статистике».

День, когда чествуется Смоленская икона Божией Матери (28 июля/10 августа), традиционно праздновался (и продолжает праздноваться) во владыкинском приходе с большой торжественностью, с крестным ходом. 10 августа 1945 года во Владыкине служил Патриарх Алексий I.

Воскресшая икона

Смоленская пережила несколько поновлений — причем далеко не самых качественных. В позднейшее время и лики, и руки «прописывали», не снимая с иконы ризы. Писали масляной краской, под ризой образовывались подтеки. А изнутри иконную доску ел жучок. Еще немного — и она просто рассыпалась бы. От этого ее удерживала едва ли не одна лишь паволока. Впрочем, нельзя не увидеть в бедственном состоянии иконы и некоего действия Промысла Божия: все советские искусствоведческие комиссии просто «не разглядели» ее, а иначе образу неминуемо пришлось бы покинуть храм.

Икона Спасителя, парная к Смоленской иконе Божией Матери, была написана, как и она, во второй половине XVII века кем-то из мастеров Оружейной палаты.

И вот, совсем недавно, к 150-летию владыкинского Богородице-Рождественского храма, икона была профессионально реставрирована. Иконописец-реставратор Татьяна Николаевна Мусаткина вспоминает, что поначалу она даже не хотела браться за эту работу. Икона находилась в очень плохом состоянии и совершенно «не обещала» никаких открытий. Слой за слоем, медленно и кропотливо освобождали ее от записей. Когда стало понятно, что они скрывают под собой нечто большее, чем возможно было предположить, реставратор, по ее собственным словам, «забыла день и ночь, и дни недели». И вот — раскрыт лик Богомладенца. Первые слова, нашедшиеся у Татьяны Николаевны: «Христос воскресе!». Икона действительно — воскресала.

Чудотворения

Приглашенные специалисты из реставрационного центра имени И. Э. Грабаря лишь руками развели: образ бесценной художественной и исторической ценности, тончайшее письмо мастеров Оружейной палаты. В мастерской, где работали реставраторы, пришлось срочно устанавливать металлическую дверь. И сюда же, в мастерскую, стали приходить люди — молиться. И от иконы, как бы вновь явленной, обильно потекли чудотворения. По меньшей мере две знакомые Татьяны Николаевны, не имевшие много лет детей, по молитвам перед воскресшей «Одигитрией» родили прекрасных малышей. Были и другие случаи, но всего не расскажешь.

Примерно в то же время, что и Смоленская икона, реставрировался образ Спасителя, что стоит сейчас в иконостасе справа от царских врат. Вскоре стало очевидно, что иконы эти написаны в одной манере, в одно время и составляют пару: Спаситель должен был находиться справа от царских врат (где и находится), образ Божией Матери — слева. Но, судя по всему, потом, когда икона Пресвятой Богородицы прославилась как чудотворная, ее переместили в отдельный киот, ближе к народу, желавшему молиться перед ней. В отдельном киоте она пребывает и сейчас.


Саша Митрахович 15.11.2017 07:01
Загрузка...

Читать следующую статью

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Читать предыдущую статью

Иконы церкви Рождества Богородицы во Владыкино

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча