Иконы церкви Рождества Богородицы во Владыкино

Содержание:
Редкий московский храм сохранил в своих стенах столько исторических святынь, как храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Многие из икон, перед которыми молятся нынешние прихожане, во владыкинской церкви находились веками; они появились здесь еще в ту пору, когда храм был деревянным.
Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия»

Смоленский образ Божией Матери, прославившийся чудотворениями, написан в стиле, заставляющем думать об авторстве кого-либо из мастеров Оружейной палаты.
Одигитрия
Чудотворной Смоленскую икону Божией Матери владыкинцы почитали давно. В 1848 году, когда Россия переживала очередную (и едва ли не сильнейшую на протяжении новой истории) эпидемию холеры, прихожане и не пробовали искать заступничества от беды где-либо, кроме как перед этой иконой. Пока длилась эпидемия, образ обносили крестным ходом вокруг села, и болезнь во Владыкино так и не пришла. Хотя Московская губерния в целом была очень неблагополучна по «холерной статистике».
День, когда чествуется Смоленская икона Божией Матери (28 июля/10 августа), традиционно праздновался (и продолжает праздноваться) во владыкинском приходе с большой торжественностью, с крестным ходом. 10 августа 1945 года во Владыкине служил Патриарх Алексий I.
Воскресшая икона
Смоленская пережила несколько поновлений — причем далеко не самых качественных. В позднейшее время и лики, и руки «прописывали», не снимая с иконы ризы. Писали масляной краской, под ризой образовывались подтеки. А изнутри иконную доску ел жучок. Еще немного — и она просто рассыпалась бы. От этого ее удерживала едва ли не одна лишь паволока. Впрочем, нельзя не увидеть в бедственном состоянии иконы и некоего действия Промысла Божия: все советские искусствоведческие комиссии просто «не разглядели» ее, а иначе образу неминуемо пришлось бы покинуть храм.

И вот, совсем недавно, к 150-летию владыкинского Богородице-Рождественского храма, икона была профессионально реставрирована. Иконописец-реставратор Татьяна Николаевна Мусаткина вспоминает, что поначалу она даже не хотела браться за эту работу. Икона находилась в очень плохом состоянии и совершенно «не обещала» никаких открытий. Слой за слоем, медленно и кропотливо освобождали ее от записей. Когда стало понятно, что они скрывают под собой нечто большее, чем возможно было предположить, реставратор, по ее собственным словам, «забыла день и ночь, и дни недели». И вот — раскрыт лик Богомладенца. Первые слова, нашедшиеся у Татьяны Николаевны: «Христос воскресе!». Икона действительно — воскресала.
Чудотворения
Приглашенные специалисты из реставрационного центра имени И. Э. Грабаря лишь руками развели: образ бесценной художественной и исторической ценности, тончайшее письмо мастеров Оружейной палаты. В мастерской, где работали реставраторы, пришлось срочно устанавливать металлическую дверь. И сюда же, в мастерскую, стали приходить люди — молиться. И от иконы, как бы вновь явленной, обильно потекли чудотворения. По меньшей мере две знакомые Татьяны Николаевны, не имевшие много лет детей, по молитвам перед воскресшей «Одигитрией» родили прекрасных малышей. Были и другие случаи, но всего не расскажешь.
Примерно в то же время, что и Смоленская икона, реставрировался образ Спасителя, что стоит сейчас в иконостасе справа от царских врат. Вскоре стало очевидно, что иконы эти написаны в одной манере, в одно время и составляют пару: Спаситель должен был находиться справа от царских врат (где и находится), образ Божией Матери — слева. Но, судя по всему, потом, когда икона Пресвятой Богородицы прославилась как чудотворная, ее переместили в отдельный киот, ближе к народу, желавшему молиться перед ней. В отдельном киоте она пребывает и сейчас.
Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Икона Божией Матери «Скоропослушница», история появления которой в храме Рождества Богородицы во Владыкино интересна и поучительна.
Благодарность

В 1880—1900-е годы одним из совладельцев владыкинской красильнонабивной фабрики был П. Н. Су-Соколов. Фамилия его сохранилась в местной топонимике: Сусоколовское шоссе — это именно та дорога, которую Павел Николаевич построил в свое время для фабричных нужд. Окружной железной дороги тогда еще не было, а когда ее начали строить, Су-Соколовы безвозмездно передали Москве часть своей земли для осуществления этого проекта.
Однако речь не об этом. В семье П. Н. Су-Соколова и его жены Анны Ефимовны, урожденной Козловой, в 1888 году родился первенец — дочь Антонина (а всего в семье было пятеро детей). Девочка росла здоровой, но в 1898 году тяжело, с опасностью для жизни, заболела. К этому времени родители уже потеряли одного ребенка, младенца Николая, и мать, чувствуя, что еще одной потери ей не перенести, горячо молилась о выздоровлении Антонины перед Смоленской иконой во Владыкинском храме.
Антонина выздоровела. И Анна Ефимовна, движимая умилением и благодарностью, заказала в афонском Пантелеймоновом монастыре для владыкинского храма список с чудотворного образа Божией Матери «Скоропослушница» — памятуя о том, как скоро откликнулась Царица Небесная на ее молитвы. Икону написали на кипарисной доске, пропитанной благовонными смолами, украсили дорогой ризой (она пропала в 1920-е годы). На обороте сохранилась медная дощечка с надписью: «В благодарность за исцеление отроковицы Антонины пожертвована сия икона с ризою матерью ея Анной Су-Соколовой. 15 апреля 1899 года». С тех пор, вот уже более ста лет, афонская икона находится рядом со Смоленским образом Пресвятой Богородицы и является одной из святынь храма.
Икона преподобного Серафима Саровского

На фото: Икона прп. Серафима-Саровского, на которой укреплен крест-реликварий.
Примечательна история появления в Богородице-Рождественском храме во Владыкино иконы преподобного Серафима Саровского — вернее, серебряного креста-реликвария, укрепленного на ней. Прославление святого в 1903 году вызвало религиозный подъем по всей России.
Девочки из владыкинской школы, которые, помимо основных предметов, изучали церковные рукоделия, вышили шелками покров на раку преподобного. В феврале 1904 года о. Иоанн Протопопов отвез покров в Саровский монастырь, и игумен в благословение Владыкину, его школе и церкви дал о. Иоанну частицу мантии прп. Серафима Саровского и частицу камня, на котором он молился. Так прихожане получили возможность прикоснуться к реликвиям, имевшим непосредственное отношение к столь почитаемому Русскому святому.