Собор Рождества Христова Сызрань

С собора Рождества Христова Сызрань начиналась в буквальном смысле. Сохранившийся еще со времен старинного укрепленного острога, поставленного по цареву указу воеводой Козловским, этот храм изначально был центром городской застройки.
Храм Рождества Христова - Первый кафедральный собор Сызрани
Христорождественский собор сызранского кремля, изначально окружавшей его периметром все новых и новых построек, был первым городским храмом и кафедральным собором вплоть до XIX столетия. Он расположен совсем рядом с Казанским собором и исторической Спасской башней, в которой когда-то находился храм Спаса Нерукотворного, все вместе они составляют великолепное трио православных строений, старейших в Сызрани.
Храм Рождества Христова (1717) строился на деньги местного купца-мецената Алексея Кандалаева в архитектурных традициях нарышкинского барокко. Специалисты отмечают сходные черты в обликах и декоративном оформлении целого ряда более поздних городских церквей, для которых Христорождественская вполне могла послужить примером для подражания.
Здание собора, как по-прежнему именуют его в городе по старой - и доброй! — памяти, имеет трехчастную структуру: основной объем в виде традиционного восьмерика на четверике, трапезная часть и алтарь со слегка выдвинутыми тремя апсидами.
Колокольню храму ставить не стали по прагматичным соображениям: рядом высилась Спасская башня, и голосов ее «звонов» было вполне достаточно. Композицию всего здания завершили весьма смело и элегантно: глава с куполом в форме граненой луковицы была установлена на тонкой граненой «шейке», изящество которой дополнительно придали с помощью узких ниш прямоугольной формы.
Декорирован храм весьма сдержанно, даже скупо. Лопатки подчеркивают углы четверика, трапезной и грани сочленения апсид; используются ряды мелких кронштейнов; дверные проемы и окна обрамляют наличники с лучковыми сандриками. Одним словом, здание сочетает в себе архаику традиций древнего русского зодчества, близких к храмам Русского Севера, с новомодным на момент постройки русским барокко.
Интерьеры базируются на тройке арочных проемов и одном сомкнутым своде.
По окончании строительства второго каменного здания храма Казанской иконы Божией Матери Христорождественская утратила свою значимость как главного городского собора. При советской власти церковь закрыли и подвергли разграблению. Планы вошедших в силу воинствующих атеистов устроить в здании свой музей, а хозяйственников - инкубаторы по выведению кур, к счастью, не осуществились.
Со временем храм Рождества Христова обрел статус памятника истории, культуры и архитектуры республиканского значения, и ныне он, заметно преображенный, снова украшает высокое сызранское левобережье.