Спасский храм в Уборах

Спасский храм в Уборах

Знаменитая дорога на Звенигород сегодня, как и много веков назад, пролегает через старинное село Уборы, мимо Спасского храма, бывшего свидетелем многих памятных событий русской истории.


Храм Спаса Нерукотворного Образа в Уборах принадлежит к древнерусскому типу храмов «иже под колоколы», в котором верхний ярус храма играет одновременно и роль звонницы.

Более трех веков Спасская церковь, находясь вдали от оживленных дорог, на вершине пологого холма, словно парит над живописными подмосковными окрестностями стройным силуэтом.

Возведение храма Спаса Нерукотворного

К моменту постройки храма село Уборы принадлежало Петру Васильевичу Шереметеву, важному чиновнику при дворе Алексея Михайловича. Он же выстроил и первый, еще деревянный Спасский храм.

Занимая к 1693 году высокий пост руководителя Поместного приказа, П.В. Шереметев решает не просто заменить деревянный храм Спаса Нерукотворного каменным, но и построить такую домовую церковь, которая могла бы затмить расположенные по соседству храмы в пышных усадьбах других знатных московских бояр. Поэтому возводить каменный Спасский храм в Уборах П. В. Шереметев приглашает известного архитектора Я. Бухвостова.

В конце 1693 года начинаются подготовительные работы. 10 января 1694 года Янков Бухвостов подряжается до 1 сентября того же года построить каменную Спаса Нерукотворного Образа церковь в селе Уборы. Вместе с храмом Бухвостов должен был возвести и новые боярские хоромы.

Ситуация осложнялась тем, что параллельно с Уборами Я. Бухвостов строил еще два объекта, находившиеся друг от друга на расстоянии более 200 километров: Успенский собор в Рязани и здания Ново-Иерусалимского монастыря. Разумеется, при такой удаленности объектов и загруженности работой он никак не мог сдать в срок храм в Уборах, что послужило появлению судного дела, подлинник которого сохранился в Российском государственном архиве древних актов. Благодаря этому сегодня можно в деталях проследить все перипетии сооружения каменной Спасской церкви и противостояния боярина и зодчего.

Началось все с того, что, заключая подряд, Бухвостов знал, что нужные строительные материалы Шереметевым еще не закуплены. Но надеялся использовать это обстоятельство в своих интересах и оттянуть начало работ в Уборах, сосредоточившись на завершении объектов в Новом Иерусалиме и Рязани. Проводя большую часть времени в Рязани, Яков не мог часто приезжать в Уборы и не знал, что туда к сентябрю 1694 года уже завезли весь необходимый материал. Строительные же работы так и не начались.

Разгневанный П. В. Шереметев, видя, что архитектор относится к выполнению условий подряда спустя рукава, подал челобитную на имя совместно правивших тогда царей Иоанна V и Петра Алексеевичей. Он просил составить опись произведенных работ по возведению храма в Уборах, а Бухвостова с товарищами «сыскать и взять в Приказ каменных дел» для разбирательства.

Подьячий и подмастерье Приказа каменных дел Д. Калинин, которому поручили осмотреть стройку в Уборах, подтвердил вину Бухвостова. Сам же архитектор, сбежав поначалу от посланных за ним в Рязань приставов, имевших приказ о его аресте, затем вместе со своими товарищами добровольно явился к Шереметеву, признал свою вину и заключил с боярином новый договор о завершении строительстве храма к 1 июля 1696 года. Он обещал выполнить все оставшиеся работы в срок и за свой счет. При этом он давал своей постройке десятилетнюю гарантию, если «церковному строенью какая поруха учинитца...».

Прошло еще полгода, но церковь в Уборах оставалась недостроенной. П. В. Шереметев вновь подает челобитную, в которой сетует на «великие уроны», которые он терпит от задержки в строительстве. Бухвостов был доставлен из Рязани в Москву и посажен в «колодничью палату за решетку», где на допросе 28 сентября 1696 года подробно описал все обстоятельства своих договоренностей с Шереметевым.

Вскрылась еще одна причина задержки строительства храма. Оказалось, что П. В. Шереметев самовольно изменил первоначальный проект церкви и решил увеличить высоту здания. Это не было оговорено в договоре и вызвало дополнительные затраты, нести которые Бухвостов не собирался.

Неизвестно, как долго бы продолжалась тяжба влиятельного вельможи и крепостного архитектора, но судьба была милостива к выдающемуся зодчему. Шереметев совсем не жаждал его наказания, а хотел скорейшего окончания строительства храма. 23 декабря 1696 года, когда архитектор все еще находился в заключении, боярин подал новую челобитную царю Петру I, в которой писал, что «на него Янку тебе, великому государю, об наказанье не челобитчик». Желание Шереметева пойти на мировую царь исполнил. Бухвостова освободили, и он, не понеся наказания, вернулся на стройку храма в Уборах, который закончил в конце следующего 1697 года.

К сожалению, заказчик храма боярин Петр Васильевич Шереметев скончался за несколько месяцев до этого и не увидел воплощение своей мечты. Село досталось его сыновьям - Алексею и Ивану.

Освятили Спасскую церковь только в 1701 году.

Спасский храм в Уборах

Иван Петрович Шереметев, находясь после возвращения из Англии на службе в Москве, несомненно, часто бывал в родовой вотчине, наслаждался охотой и посещал службы в Спасском храме. При нем прошла и первая перестройка церкви в Уборах.

Отечественная война 1812 года затронула и подмосковное село Уборы.

О страшных событиях осени 1812 года, когда французскими войсками был осквернен и опустошен Спасский храм и разграблена усадьба, в российских исторических архивах сохранились свидетельства местных жителей.

После осквернения неприятелем церковь Спаса Нерукотворенного Образа в Уборах была освящена только 13 февраля 1813 года. Проведенный после победы над французами ремонт существенно изменил внешний вид здания - исчезли важные архитектурные и декоративные детали.

После революции

До Спасской церкви новые власти добрались в 1930-е годы. Тяжелым потрясением для прихожан стало изъятие 29 апреля 1932 года всех ценных вещей из храма, икон и более 180 древних богослужебных книг, в том числе уцелевших во время наполеоновского нашествия.

Внутреннее убранство было уничтожено, уникальный девятиярусный резной иконостас XVII века сожжен прямо в храме, а серебряные колокола отправлены на переплавку. Дошло до того, что деревенские жители после разгрома храма щеголяли в одеждах, пошитых из облачений священников.

Тем не менее Спасский храм в Уборах оставался действующим до 20 января 1941 года, когда было принято решение об его окончательном закрытии и переоборудовании в клуб.

В тяжелейшее время ноября 1941 года, когда фашисты рвались к Москве, Уборы оказались в прифронтовой зоне. Дважды фашисты сообщали о взятии Звенигорода, но это не соответствовало действительности, а в первых числах декабря 1941 года началось советское контрнаступление под Москвой, отбросившее немцев от столицы.

Церковное здание после войны приспособили под хранилище для сена. Храм в это время находился в плачевном состоянии: стены и резной орнамент были покрыты копотью и грязью, штукатурка частично обвалилась, барочные украшения окон восьмерика утрачены, стекла в них выбиты, на крыше выросли кусты.

В 1950 году произвели восстановительно-реставрационные работы фасадов памятника архитектуры бывшей Спасской церкви в селе Уборы. На долгие годы Спасский храм в Уборах, получивший статус памятника архитектуры (в настоящее время федерального значения), был законсервирован.

После съемок режиссером А. Кончаловским некоторых эпизодов для фильма «Дворянское гнездо» (по одноименному роману И. С. Тургенева) Спасский храм попал и в другие кинокартины. Его можно увидеть в фильмах «Очи черные» (1987), «Сибирский цирюльник» (1998) Н. Михалкова и «Дубровский» (1988) режиссера В. Никифорова.

Будучи законсервированным, Спасский храм и через века словно доказывал всем, что его создатель, крепостной архитектор Я. Бухвостов на совесть исполнил свою работу: «...сделать все добрым мастерством и твердым, чтоб было прочно...».

Внутри храма Спаса Нерукотворного в Уборах

Внутри храма Спаса Нерукотворного в Уборах

Попадая во внутреннее пространство Спасского храма, нельзя не отметить, насколько оно просторно, полно воздуха и света, центральная часть храма будто взмывает вверх, увлекая за собой и все здание. Естественно, это не могло не сказаться на легкости и воздушности всего внутреннего объема.

Пятиярусный резной иконостас и иконы на стенах в результате не выглядят украшением громадного помещения, а сливаются вместе с ним в единую храмовую композицию, заставляя каждого, кто оказывается под сводами Спасского храма, благоговейно замирать в молитвенном предстоянии перед Господом.

Богослужения в храме

Богослужения в храме совершаются по праздничным и воскресным дням. В субботу совершаются молебны перед храмовой иконой Нерукотворного Образа Спасителя.

Престольный праздник - Спаса Нерукотворного Образа Спасителя - 29 августа.

Контакты

  • Адрес: 143030, Московская область, Одинцовский район, село Уборы, д. 1
  • Телефоны: 8495 630-23-25, (926) 176-90-99.
  • E-mail: spas.ubory@mail.ru
  • Сайт: http://hram-ubory.ru

Как добраться самостоятельно к храму в Уборах

На электричке: от Рижского или Курского вокзалов Москвы, от платформ Каланчевская, Ржевская или от любой другой ж/д станции этого направления до станции Павшино, затем автобусом (или маршрутным такси) до села Уборы; от Белорусского вокзала до станции Одинцово, затем автобусом № 36 до остановки «Уборы».

На автобусе: от станции метро «Тушинская» на автобусе № 549 до остановки «Петрово-Дальнее», далее пешком; от станции метро «Кунцевская» автобусом № 452 до села Уборы. На автомобиле: по Новорижскому шоссе (трасса М9), 24 километр от МКАД.


Саша Митрахович 21.06.2019 07:50
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча