Строительство и освящение Софийского собора в Вологде

Содержание:
Софийский собор — первое каменное здание Вологды. По замыслу Ивана Грозного, вокруг него должны были вырасти стены кремля, а самой Вологде предстояло стать опричной столицей. Замыслы не сбылись. А Софийский собор сбылся.
Строительство его было поистине грандиозным. В 1568 году создателям храма Софии было дозволено использовать для возведения будущего кафедрального собора даже тот камень, который был стратегическим запасом, предназначенным для постройки сторожевых башен и военных укреплений города и его кремля, навсегда определившего местоположение центральной части Вологды.
Неслучайно стены собора простояли на берегу одноименной реки около четырех веков, практически не требуя ремонта, ведь Софийский собор строили бережно и обстоятельно лучшие царские зодчие и мастера каменных дел. Лишь нашествия польско-литовских войск в пору Смутного времени нанесли храму немалый ущерб, но и тот был вскоре ликвидирован.
В его облике присутствуют как черты роскошных московских церквей, таких как Успенский храм, так и строгих, мужественных храмов Новгородчины с их минимальным декором, непременно массивными конструкциями и узкими оконными проемами, напоминающими бойницы.
Немного о строительстве Софийского собора в Вологде

Не будет преувеличением сказать, что история Вологды — той Вологды, какой мы знаем ее, — началась строительством Софийского собора.
Стон стоял по Руси, опрична гуляла. А в Вологде в это время рос кремль, и в нем — красавец-собор. В 1566 году, согласно летописным свидетельствам:
«царь повелел заложить град каменной, и его, великого государя, повелением заложен град апреля 28 день, на памяти святых апостол Иассона и Сосипатра. Нецыи же глаголют, якобы и наречен бысть град во имя апостола Иассона».
Непривычное для русского слуха имя Иассон впоследствии трансформировалось в «Насон», и саму Вологду часто называли «Насон-город».
Вскоре — в 1568 году — приступили и к строительству соборного храма. Образцом для него был избран Успенский собор Московского Кремля, послуживший эталоном для многих соборов того времени.
Строительство Софийского собора Вологды завершилось вчерне в 1570 году. Царь, часто бывая в Вологде, лично наблюдал за тем, как растут каменные стены его детища. Посетил он соборный храм и в начале 1571 года, после окончания основных работ. А вслед за тем спешно уехал из города, остановив возведение собора и кремля.
Что бы там ни случилось с царем в 1571 году в Вологде, однако после его отъезда отделка собора остановилась на долгие годы, а каменный кремль, который должен был затмить — по крайней мере, своими размерами — Московский, не достроили вовсе. Лишь при сыне Ивана Грозного, Федоре Иоанновиче, приступили к завершению собора, причем и тогда окончить работы не удалось.
Освящение Софийского собора в Вологде

В 1587 году епископ Вологодский Антоний освятил только южный придел тогда ещё недостроенного Софийского собора — в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, тезоименитого святого Ивана Грозного. Вероятно, сделано это было во исполнение воли царя Феодора Иоанновича, желавшего таким образом почтить память отца. Иоанновский придел существовал в Софийском соборе Вологды вплоть до его капитального ремонта, предпринятого в середине XIX столетия.
Следующие по времени документальные свидетельства о Софийском соборе относятся уже к 1613 году. Летописец, сообщивший об освящении южного придела в 1587 году, о судьбе основного соборного помещения выразился неопределенно:
«А соборная церковь еще в то время была не освящена; но последи чрез несколько времени учинена в освящении».
Дает ли эта фраза основание полагать, что XVII столетие собор все-таки встретил освященным?
Осенью 1612 года отряды Лжедмитрия II захватили и разграбили Вологду. Наравне с прочими храмами подвергся осквернению в те несчастные дни и Софийский собор, так что в декабре 1612 года архиепископ Сильвестр вынужден был заново (или все же впервые?) освящать его.
Здесь уместно сказать о некоторой «непоследовательности» в освящении собора. Изначально, как о том говорится в письменных источниках, предполагалось посвятить храм Успению Пресвятой Богородицы. И это было бы «правильно»: весьма многие соборные храмы московского периода — будь то в монастырях или в городах — были Успенскими. Однако в 1612 году собор освятили во имя Софии, Премудрости Божией, поставив, таким образом, вологодский собор в один ряд с Киевской Софией и Софийским собором Новгорода, наследовавшими, в свою очередь, византийской традиции.
Престольным праздником вологодского Софийского собора стало все же Успение Божией Матери. Воля Иоанна Грозного, так или иначе, исполнилась.