Святитель Герман Казанский

Святитель Герман Казанский

Святитель Герман Казанский, в миру Григорий Федорович Садырев-Полев, был сыном Садыря (в крещении Федора) Полева, который имел вотчины в Волочком уезде.

Семья Германа Казанского

Полевы вели свое происхождение от боярина Александра Борисовича Поля — потомка смоленских князей. Княжеский титул потерял Ф. Д. Полев, прапрадед Германа, поступивший на службу к волоцкому князю Борису Васильевичу. Полевы, помимо того что имели вотчины в Волоцком уезде, были также тесно связаны с Иосифо-Волоцким монастырем: многие из представителей рода принимали там постриг, здесь же находилась и их родовая усыпальница. При этом, как ни странно, ни отец Германа, ни он сам не отмечены ни в одной из известных родословных Полевых.

Федор Полев, отец Святителя Германа, упоминается как свидетель в грамоте о продаже деревни Иосифо-Волоцкому монастырю в 1526/27 году. В 1530/31 году он пожертвовал в обитель деревню Редькино и примерно в то же время принял в обители монашеский постриг с именем Филофей. Занимал в монастыре должности келаря, казначея, в 1553/54—1554/55 годах был одним из соборных старцев и участвовал в совершении земельных сделок. В 1553 году старец Филофей возглавил суд над Матвеем Башкиным. В 1561 году при невыясненных обстоятельствах он был зарезан.

Путь инока

Будущий Святитель Герман Казанский принял постриг также в Иосифовом монастыре, где занимался перепиской книг под руководством святителя Гурия (Руготина). По монастырским описям 1545 и 1573 годов известны три созданные им рукописи: Евангелие, Богородичник и Псалтирь. В обители хранилась также принадлежавшая Герману печатная Псалтирь.

В начале 1551 года он был назначен архимандритом старицкого Успенского монастыря, а чуть ранее — настоятельствовал в Отмицком (Вотмицком) Покровском монастыре, что в устье реки Тьмы близ Твери. Описная книга Старицкой обители 1607 года перечисляет многочисленные вклады Германа в обитель.

Вероятно, во время процесса над Матвеем Башкиным Герман находился в Москве, поскольку именно ему выпало сопровождать осужденного в заточение в Иосифо-Волоцкую обитель. Около этого же времени, предположительно в 1553—1554 годах, святитель являлся настоятелем Возмицкой обители.

3 февраля 1555 года Герман стал архимандритом новоучрежденного Свияжского монастыря под Казанью. В Казань он прибыл вместе с архиепископом Казанским святителем Гурием и архимандритом Варсонофием. Герман активно занимался миссионерской деятельностью, которая охватывала нагорную сторону Казанского края на правобережье Волги, в то время как Варсонофию было поручено христианское просвещение левобережной стороны с Казанью.

В 1557 году, когда производилась раздача земель, покинутых жителями во время Казанской войны 1552—1557 годов, Герман добился выделения монастырю больших земельных массивов в Свияжском и Казанском уездах, эти земли стали стремительно осваиваться. Свияжский монастырь стал крупнейшим в крае. Ко времени екатерининской секуляризации церковных имуществ на землях, полученных обителью при Германе, находилось около 60 сел и деревень, жило более 8 тысяч крестьян.

В эпоху настоятельства Германа в обители были воздвигнуты каменные храмы: во имя Николая Чудотворца с колокольней и трапезной (освящен 6 января 1556 года) и собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящен 12 сентября 1558 года), вскоре расписанный фресками. Согласно писцовой книге 1568 года, библиотека Свияжской обители насчитывала до 152 книг, из которых восемь являлись пергаменными.

При Германе в Казани было основано подворье Свияжского монастыря, превратившееся к концу XVI века в самостоятельный Иоанно-Предтеченский монастырь. Святитель Гурий Казанский поручил свияжскому архимандриту все сельские церковные принты Свияжского уезда, а сам монастырь освободил от своего суда.

Архиерей

После смерти святителя Гурия в 1564 году Герман был избран архиепископом Казанским. Согласно Житию святителей Гурия и Варсонофия, Герман «пас Церковь Божию три лета и восемь месяцев». При этом непосредственно в Казани святитель провел не более двух лет. В это время он ввел общежитие в Зилантовой пустыни, что дало возможность увеличить число ее братии.

Последние упоминания святителя в документах относятся к весне-лету 1566 и началу 1567 года. Так, 12 апреля 1566 года он поручился за князя М. И. Воротынского. В воскресенье, 9 июня того же года, архиепископы Пимен Новгородский и Герман Казанский вместе с Ростовским епископом Никандром служили соборно литургию в московском Успенском соборе. 2 июля 1566 года Герман подписал приговорную грамоту Земского собора о продолжении войны с Литвой. Под 25 июля он упоминается в одной из летописей среди участников освященного Собора, избравшего митрополитом бывшего настоятеля Соловецкого монастыря Филиппа (Колычева). При этом на самом приговоре об избрании митрополита подпись Германа отсутствует. В следующем году он упоминается как епархиальный архиерей в писцовой книге Казани при описании владений архиерейского дома.

Обстоятельства кончины святителя источники излагают по-разному. Согласно свидетельству Андрея Курбского, после оставления кафедры митрополитом Афанасием 19 мая 1566 года и до возведения на нее Филиппа (Колычева) 25 июля того же года Герман «умолен был от князя великого... да будет архиепископом Руские митрополии: он же, аще и много возбраняшесь от тое вещи, так от него, яко и соборне, принужден к сему».

Около двух дней Герман провел «на митрополичье дворе», где имел беседу с царем, во время которой святитель убеждал царя обратиться к праведной жизни. Через два дня Герман был найден «во дворе своем мертв... овыи глаголют удушенна его тайне, за повелением его, овы же ядом смертоносным умеренна».

В соответствии с рассказом Курбского, Герман был убит между 19 мая и 25 июля 1566 года, чему противоречат документы, свидетельствующие, что архиерей был жив еще в начале 1567 года.

В то же время информация Курбского о том, что смерть Германа была насильственной, подтверждается Житием священномученика Филиппа (Колычева), согласно которому Герман был единственным из архиереев, кто выступил в поддержку митрополита против введения опричнины, убеждал царя, что напрасно он ищет лжесвидетелей на праведника. Вскоре Казанский архиерей погиб в своей келье от руки опричника, который двумя ударами топора отсек ему голову.

Переоблачение мощей святителя в 1888 году, когда на его главу была возложена новая митра, и вскрытие праведных останков, имевшее место летом 1922 года, отчасти подтвердили достоверность этих сведений: в описании мощей Германа отмечено, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее».

Однако рассказ Жития святителя также создает хронологические сложности, так как, по свидетельству новгородского летописца, конфликт царя с митрополитом Филиппом начался в марте 1568 года, то есть после кончины Германа. Можно думать, что смерть Казанского архиепископа стала следствием какого-то конфликта между ним и царем в связи с осуждением Германом опричных репрессий. По сообщению Жития святителей Гурия и Варсонофия Казанских, Герман скончался 6 ноября 1567 года от морового поветрия.

После смерти

Святитель Герман Казанский был похоронен архимандритом Свияжского монастыря Иродионом и архимандритом московского Новоспасского монастыря Иеремией, согласно его завещанию, в московской церкви Николы Мокрого на Китай-городе в Зарядье.

В 1591 году в результате перестройки храма были обретены мощи, от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митрополита Ермогена царь Феодор Иоаннович и Патриарх Московский Иов разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский монастырь. Торжественная встреча святыни в монастыре Казанским митрополитом, братией обители и горожанами состоялась 25 сентября 1592 года. В тот же день митрополит Ермоген совершил отпевание Германа архиерейским чином. Мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны.

Житие и служба святителю Герману с чудесами и надгробным словом написаны монахом Иоанном между 1657 и 1672 годами. В службе содержатся свидетельства митрополита Лаврентия Казанского об исцелении его по молитвам к Герману. В 1696 году Казанский митрополит Маркелл по благословению патриарха Адриана свидетельствовал мощи Германа, которые были перемещены в новую липовую, обложенную серебром гробницу, при этом по просьбе симбирских граждан и духовенства от них отделена была частица для Симбирска. 23 июня 1714 года мощи святителя были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до закрытия Свияжской обители в 1918 году.

Летом 1922 года состоялось вскрытие мощей Германа. По местному преданию, во время вскрытия по Волге прошел смерч, из-за чего собравшиеся разбежались и мощи святителя остались в обители, монашеская жизнь в которой сохранялась до 1929 года.

Впоследствии святыня была утрачена. Сохранялась лишь частица мощей, перенесенная еще в 1849 году в казанский Иоанно-Предтеченский монастырь. По-видимому, с 30-х годов XX века эта частица сохранялась под престолом кладбищенского казанского храма во имя Ярославских чудотворцев. Она была обретена в 2000 году. Ныне эта частица разделена: одна часть хранится в Иоанно-Предтеченском монастыре, другая — в Успенском соборе Свияжской обители.

Русские святые.


Саша Митрахович 21.02.2018 14:10
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча