Святой праведный Алексий Мечёв

Содержание:
Святой праведный Алексий Мечёв родился 17 марта 1859 года в семье регента кафедрального Чудовского хора. По событиям, сопровождавшим сам факт рождения младенца Алексея, он навсегда оказался связанным со знаменитым святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским. Роды у Александры Дмитриевны Мечёвой были тяжелые и долгие, и ее супруг, Алексей Иванович, отправился молиться в Алексеевский монастырь, где по случаю престольного праздника служил сам владыка Филарет. От его взгляда не укрылся печальный вид отца будущего святого — узнав причину этого, он осенил себя крестом и помолился о здоровье матери и ребенка, а потом повелел назвать мальчика Алексием в честь Алексия, человека Божьего, чья память праздновалась в этот день.
Внимание митрополита Филарета к семье Мечёвых нельзя назвать случайным. Много лет назад он спас от смерти и самого Алексея Ивановича Мечёва. Когда тот был ребенком, его однажды зимним вечером вместе с другими музыкально одаренными детьми привезли к митрополиту. Вдруг святитель встревожился, вышел во двор и обнаружил, что одного спящего мальчика забыли в санях на морозе. Это и был Алексей Мечёв-старший, будущий регент Чудовского хора. Архипастырь увидел в этом Божье знамение и всю жизнь не выпускал из виду спасенного им отрока.
Детство Алексия Мечёва
Будущий святой рос в большой семье, у него имелись брат и сестра, вместе с Мечёвыми жила овдовевшая сестра матери со своими тремя детьми. В детстве он отличался мягким характером, избегал ссор, любил утешить и пошутить, но часто удалялся от шумных игр и проводил время в уединении. Родные прозвали его «блаженным Алешенькой». Когда пришло время учиться, Алексей поступил в училище при Заиконо-спасском монастыре на Никольской улице, позже он окончил Московскую духовную семинарию. В какой-то момент желание помогать людям вылилось у него в намерение поступить в университет и сделаться врачом, но мать решительно этому воспротивилась, желая, чтобы сын стал священником. Впоследствии отец Алексий только благодарил ее за то, что она не позволила ему ступить на неверный путь.
С 1880 по 1884 год Алексей Мечёв служил псаломщиком в Знаменской церкви на Знаменке. Ему приходилось непросто — крутого нрава настоятель, отец Георгий, обходился с ним грубо, заставлял делать много лишней работы. Впрочем, позже святой вспоминал своего настоятеля с благодарностью и говорил, что такие люди помогают бороться с недостатками, которых мы сами не замечаем, — прежде всего, с самолюбием и гордыней.
В 1884 году Алексей стал диаконом в Георгиевской церкви на Лубянке. Тогда же он женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой. В семье родилось пятеро детей: три дочери и два сына, один из которых умер в младенчестве, а другой, Сергей, пошел по стопам отца.
Священство
В 1893 году, по прошествии девяти лет служения, диакон Алексий был рукоположен во священники и назначен к Никольской церкви в Кленниках. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре, где учился Алексий, а рукополагал его епископ Нестор (Метаниев), настоятель Новоспасского монастыря — именно там уже в наше время будут покоиться мощи святого праведного Алексия Мечёва первое время после обретения.
Ко времени своего рукоположения в сан отец Алексий, обремененный семьей, стал мечтать о служении в какой-нибудь далекой деревне, где он мог бы собрать вокруг себя настоящую духовную семью из прихожан — в городе этого было добиться гораздо сложнее. Однако он, смирив свои желания, подчинился решению священноначалия и с готовностью взялся за порученный ему приход на Покровке, руководить которым ему суждено было до конца дней. Отец Алексий мечтал выстроить полноценную духовную общину, но сделать это представлялось тем сложнее, что у Никольской церкви имелось множество более успешных «конкурентов» — церкви Успения Божией Матери, Троицы Живоначальной и другие многочисленные окрестные храмы посещались богомольцами с большей охотой, а на богослужения в Кленники приходило очень мало людей: даже жители близлежащих домов нередко предпочитали другие церкви, до которых было рукой подать.
Однако это не смутило нового настоятеля. Он взял за правило служить в своем храме литургию каждый день, несмотря на то, что богослужения часто ему приходилось совершать в полном одиночестве. «Один протоиерей говорил мне: „Как ни пройду мимо твоего храма, всё у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто. Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь“», — вспоминал отец Алексий позже. Но тот протоиерей ошибся — молва о необычайно усердном батюшке пошла по Москве. В Никольском храме можно было исповедоваться и причаститься в любой день, и сюда стали приходить те, кому требовалась срочная духовная помощь. Многие из тех, чья жизнь менялась после разговора с отцом Алексием, начинали посещать Никольскую церковь уже регулярно. Так формировалась община. Настоятель принимал всех: и преступников, и проституток, и некрещеных (таких, как художник Роберт Фальк и исполнительница цыганских романсов Анастасия Вяльцева).
Священномученик Сергий Мечёв вспоминал об отце:
«Отец Алексий часто говорил, что его задача — устроить „мирской монастырь“... Вовсе не для одних только иноков открыт путь спасения, он должен быть открыт для всех христиан. Надо в миру жить „премирно“, пользуясь им, по слову апостола, как бы не пользуясь. Тем своим духовным детям, которые просили благословения на поступление в монастырь, батюшка часто говорил: „Погоди, у нас свой монастырь будет“, — имея в виду не монастырские стены, а паству — семью, находящуюся под единым духовным руководством и связанную узами любви... Будничное ежедневное богослужение совершается не потому, что каждый человек должен приходить каждый день, но чтобы каждый знал — в это время совершается богослужение в том храме, где он обычно молится, и, когда ему будет возможно, он сможет всегда туда прийти».
«Тебя посещает Господь...»
Семья отца Алексия жила в тяжелых бытовых условиях: в их доме было тесно и сыро, а матушка Анна Петровна не отличалась крепким здоровьем. После рождения третьей дочери Ольги она стала болеть чаще и 29 августа 1902 года скончалась от сердечной водянки. Вдовец был безутешен. Помогая десяткам страждущих находить выход из самых тяжелых жизненных ситуаций, сам он оказался не готов к семейному горю и почти перестал общаться с окружающими.
Помог отцу Алексию пережить утрату и подсказал ему дальнейший его путь не кто иной, как святой праведный Иоанн Кронштадтский, приехавший в то время в Москву. Отец Иоанн уже тогда славился по всей России. Близкие нашему герою люди сделали так, чтобы два пастыря встретились дома у священника Алексия Мечёва.
«Вы пришли разделить со мной мое горе?» — спросил отец Алексий. «Не горе твое я пришел разделить, а радость, — ответил о. Иоанн Кронштадтский. — Тебя посещает Господь; оставь свою келью и выйди к людям. Только отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь, что нет на свете горя больше твоего, так оно тяжело тебе, а ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».
О. Алексий воспринял сказанное как возложенное на него послушание. Вскоре он сослужил со святым Иоанном литургию в одном из московских храмов. Всю оставшуюся жизнь батюшка жил именно по сказанному всероссийским пастырем — был внимателен к чужому несчастью, помогал приходящим к нему и неустанно работал. Так он избавился от своего горя и обрел покой.
Рассказывают, что, когда во время революции 1905 года толпа дружинников ворвалась в Никольский храм, отец Алексий сказал им:
«Как приятно видеть в храме столько молодежи! Вы пришли помянуть своих родителей?»
Запал дружинников тут же исчез, и они остались в храме до конца службы.
Последние годы жизни отца Алексия Мечева прошли в радости, несмотря на обрушившиеся на страну горести — мировую войну, революцию, затем Гражданскую войну. Он основал при храме церковно-приходскую школу и сам преподавал в ней; при приходе сложилась иконописная мастерская, которая со временем преобразовалась в целое училище, ныне возрожденное; даже бытовые условия заметно улучшились: почитатель батюшки, издатель Иван Сытин, построил при храме новый большой дом для причта. Правда, в конце жизни отца Алексия дважды вызывали на собеседования в ОГПУ, но — без трагических последствий: его быстро отпускали; эти встречи не омрачили последних его месяцев, хоть и стали предвестием будущих мытарств его сына и духовного наследника.
Настоятель Никольского храма отец Алексий Мечёв тихо скончался в своей постели 9 июня 1923 года; похоронили его на Лазаревском кладбище.
Алексий Мечёв прославление в лике святых

Батюшка Алексий скончался в 1923 году. Можно предположить, что многие из его духовных чад уже тогда не сомневались в будущей канонизации священника, но, разумеется, в советскую эпоху речи об этом идти не могло. Почившего настоятеля погребли на Лазаревском кладбище. Спустя десять лет московские власти это кладбище разорили и уничтожили; останки отца Алексия тогда перенесли на Немецкое кладбище. Несмотря на атеистический прессинг, к захоронению святого шли верующие — сначала те, кто когда-то знал его, потом их дети и просто люди, искавшие утешения. У могилы служились панихиды и горели свечи.
В 2000 году пришло время прославления батюшки Алексия в лике святых. В том славном году сонм наших небесных заступников вообще значительно увеличился. Большую часть новых святых составляли новомученики — сотни погибших в годы репрессий священнослужителей, среди которых, кстати, значился и сын отца Алексия отец Сергий Мечёв. Но были среди них и те, кому Господь даровал спокойную кончину в родном приходе. Таков святой праведный Алексий Мечёв.
Вскоре после его прославления создали комиссию по обретению его святых мощей. Место захоронения батюшки секретом ни для кого не являлось, и специально искать мощи (как это нередко случается) не пришлось. Первое время после обретения мощи отца Алексия пребывали в Новоспасском монастыре, но уже осенью 2001 года были торжественно перенесены в Никольский храм в Кленниках — церковь, которую святой прославил своим служением. Божественную литургию по случаю этого события отслужил в храме Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Сейчас деревянная рака с мощами святого праведного Алексия доступна для поклонения в течение дня. Дважды в день у нее служится молебен, а по вторникам после вечерни — молебен с акафистом.