Святой благоверный князь Олег Брянский и преподобный Поликарп Брянский

Святой благоверный князь Олег Брянский и преподобный Поликарп Брянский

Святого благоверного князя Олега Брянского и преподобного Поликарпа Брянского в земной жизни отделяют три столетия, но это время ничего не значит для пребывающих в вечности. На небесах святые Олег и Поликарп вместе покровительствуют Брянской земле, вместе же их часто изображают на иконах, а новый крестильный храм Покровского собора Брянска освящен в честь обоих святых.


Удивительно, но, скорее всего, святые Олег и Поликарп Брянские были родственниками; возможно даже, что Поликарп — прямой потомок благоверного князя. Если это так (а на то есть некоторые указания), то обоих покровителей Брянска можно назвать «потомственными святыми». Да простят нас за такое вольное определение, но оно вполне мотивировано — ведь и отец, и дед святого благоверного князя Олега причислены к лику святых. Однако обо всем по порядку.

Репродукция страницы Лицевого летописного свода: истязание князя Михаила Черниговского в Золотой Орде в 1246 году.

Святой благоверный князь Олег Брянский и его предшественники

Святой благоверный князь Олег Брянский (ок. 1245—1307 или 1331) жил в один из самых тяжелых периодов русской истории — когда пелена татаро-монгольского ига безнадежно простерлась над Русской землей, когда еще даже не забрезжил свет освобождения, не родился будущий преподобный Сергий Радонежский, а притеснения русских людей со стороны завоевателей были наиболее тяжкими. Его дедом был знаменитый князь-мученик Михаил Всеволодович Черниговский, казненный в Орде за отказ поклониться языческим идолам. Когда ему предложили сделать это перед входом в шатер Батыя, князь ответил: «Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие». Ответ разгневал татар, и они убили святого князя и его приближенного боярина Федора. Верные князю люди смогли тайно вывезти его тело на Русь и захоронить в Чернигове. В XVI веке Михаила и Федора Черниговских русская Церковь канонизировала.

Дети князя-мученика Михаила Черниговского

«Род праведных благословится», — говорит псалмопевец Давид. Дети князя-мученика впоследствии тоже были причислены к лику святых. Его дочь княжна Феодулия удалилась в суздальский Покровский монастырь, где постриглась в монахини с именем Евфросиния и прожила праведную жизнь, став настоятельницей этой знаменитой обители. Чудотворения матушки Евфросинии начались еще при жизни и продолжились после ее смерти, в результате чего она была прославлена как преподобная Евфросиния Суздальская раньше своего отца.

Придел во имя святых Олега и Поликарпа Брянских в Покровском соборе.Сын князя Михаила и брат княжны Феодулии Роман основал самостоятельное Брянское княжество. После мученической кончины отца он получил во владение Брянский удел, а княжеский стол в Чернигове занял его дядя Андрей Всеволодович. При нем над княжеством нависла новая угроза с запада — притязания на него объявило Великое княжество Литовское. Захватить Чернигов и присоединить его к своим владениям литовцам удалось только после смерти князя Андрея, но все княжество им не покорилось. Князь Роман Михайлович перенес столицу в Брянск, который восстановил на новом месте и в котором построил первую деревянную церковь на Покровской горе.

С именем князя Романа связано основание и самой известной святыни Брянской земли — Свято-Успенского Свенского монастыря. Цитируем «Сказание о явлении Свенской иконы Божией Матери»: «В лето 6796 (1288) благоверный великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи в своей вотчине во граде Брянске, по Божиему изволению ослеп очами и, слышав о чудесах исцеления, случавшихся от образа Пресвятой Богородицы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, послал гонца своего в тот Печерский монастырь с милостынею и прошением об отпуске той чудотворной иконы к нему в город Брянск, для испрошения от нее исцеления».

Архимандрит Киево-Печерского монастыря снарядил нескольких монахов, которые на лодке по Десне повезли икону к князю в Брянск. Но по дороге образ пропал — иноки остановились переночевать на берегу близ реки Свены, уже близ Брянска, а проснувшись утром, икону на месте не обнаружили. Отправившись на поиски, вскоре они нашли ее на холме на большом дубе и сообщили об этом князю Роману. Князь со свитой пешком пришел к иконе, помолился перед ней и дал обет построить на этом месте монастырь, если ему будет возвращено зрение. Произошло чудо — он прозрел и сам вместе со строителями принялся за возведение Успенского храма, который послужил началом знаменитой в будущем обители. Вскоре после этих событий князь скончался; позже он был прославлен Церковью.

Внуки Михаила Черниговского

Не оставила святость и следующее поколение этого княжеского рода. Сыну святого благоверного князя Романа Михайловича Олегу суждено было стать покровителем всей Брянской земли. Надо сказать, что князем он являлся только по рождению, еще при жизни отца предпочтя земной власти иноческий постриг. С 1275 года Олег — насельник Петропавловского монастыря, основанного им на свои средства.

Свенский монастырь, основанный князем Романом Михайловичем.

Известно, что до этого князь Олег вел вполне мирскую жизнь и еще незадолго до пострига вместе с отцом участвовал в походе против Литвы. История не сохранила, случилось ли в жизни Олега какое-то поворотное событие, которое заставило его избрать монашеский путь, или он шел к этому решению постепенно. В любом случае, мы знаем, что права наследования княжеского престола он отдал брату и его сыну добровольно.

О жизни инока Василия (именно с таким именем принял постриг князь Олег) исторические сведения крайне скудны. В устроении обители помогал ему благочестивый князь Волынский Владимир Василькович, женатый на его сестре Ольге. В Петропавловской обители бывший князь провел несколько десятилетий; там же он и отошел ко Господу — в 1307 или, по другой версии, 1331 году. Он был похоронен под спудом соборного храма, а вскоре прославлен в лике святых.

Петропавловский монастырь существует в Брянске до сих пор. Правда, теперь он — женский. Еще в XVII веке Патриарх Никон, почитающий память князя-инока, сделал эту обитель ставропигиальной, то есть подчиненной непосредственно Патриарху, а не местному архиерею. В 1701 году соборный храм монастыря отстроили в камне — этот храм сохранился, хотя и очень сильно пострадал в богоборческую эпоху.

Покровский монастырь в Суздале,  куда удалилась княжна Феодулия.Особо широкие масштабы почитание святого благоверного князя Олега приняло в конце XIX века. Тогда в огромном количестве появились иконы святых Олега и Поликарпа, а день памяти князя-инока — 20 сентября (3 октября по новому стилю) — сделали в Брянске неторговым днем. Во всех церквах города в этот день совершались торжественные богослужения.

В 20—30-е годы XX века непосредственная угроза нависла не только над храмами по всей России, но и над мощами святых, пребывавшими в этих храмах. Большевики неоднократно устраивали публичное поругание святых мощей, пытаясь доказать народу, что они являют собой не более, чем простые человеческие останки. В этих условиях архиепископ Брянский Даниил (Троицкий) благословил в начале 1930-х годов тайное перезахоронение мощей святого благоверного князя Олега. Их местоположение так тщательно скрывалось, что могло и вовсе затеряться. По счастью, когда пришло время возвращения храмов Церкви и православному народу, удалось найти свидетельницу перезахоронения: Мария Белова, бывшая в то время юной прихожанкой, указала, где все эти десятилетия покоились мощи святого, и 10 августа 1995 года они были вновь обретены. С тех пор мощи покоятся во Петропавловском храме монастыря и открыты для поклонения.

Преподобный Поликарп Брянский

О втором покровителе Брянска, преподобном Поликарпе, мы знаем гораздо меньше. Не известно точно ни его мирское имя, ни время жизни. По самой распространенной версии, святой был в миру князем Петром Ивановичем Барятинским, прямым потомком святого мученика Михаила Черниговского и святых благоверных князей Романа и Олега Брянских. Если это действительно так, то жил он в конце XVI — начале XVII столетий.

Поздний герб князей Барятинских, к которым, скорее всего, принадлежал преподобный Поликарп.При царе Иване Грозном князь Барятинский занимал высокие военные и гражданские посты: он был воеводой в нескольких городах, участвовал в войне со шведами. Со смертью Грозного царя и воцарением Бориса Годунова Петр Иванович попал в опалу. Отчего — не вполне понятно. Согласно сохранившимся данным, князь слыл человеком строгим и ревниво хранил родовую честь. Возможно, именно эта черта характера вынудила его повздорить с новым самодержцем, а может быть, приближенные государя просто избавлялись от людей, преданных прежней династии, как это часто бывает при не самой безупречной смене власти.

В 1591 году князя Петра Барятинского отправили воеводой в далекую Тюмень, что было почти ссылкой, — хотя, возможно, такой мягкий ее вариант говорит о том, что неугодного князя все же уважали и побаивались. Через несколько лет он сам облегчил задачу желавшим от него избавиться недоброжелателям, приняв решение удалиться от мира и встать на иноческий путь. Князь Петр отправился на Брянщину, землю своих предков, где основал Спасо-Преображенский монастырь с общежительным уставом и принял в нем монашеский постриг с именем Поликарп. Это благочестивое деяние вполне укладывается в родовую традицию — ведь благоверные князья Роман и Олег тоже основали в Брянске по монастырю. В Преображенской обители инок Поликарп, ставший вскоре его настоятелем, и провел остаток жизни, скончавшись в 1620 или в 1621 годах.

Отметим, что у приведенной нами версии есть критики, и довольно серьезные. Некоторые исследователи приводят цитату из Брянских писцовых книг 1626—1629 годов, в которой среди храмов Брянска указана «церковь преподобного отца нашего Поликарпа, Брянского чудотворца». Очевидно, что сколь бы велики ни были монашеские подвиги настоятеля Спасской обители, канонизировать его и освятить в его честь храм спустя несколько лет после его кончины было невозможно. Поэтому приходится предположить, что преподобный Поликарп жил раньше, хотя не исключено, что все равно он происходил из Барятинских, всегда много жертвовавших обители.

Этот монастырь, вначале небольшой и скромный, к концу XVII века разросся и обзавелся каменным храмом, в котором хранились святые мощи преподобного. Впрочем, предпринятой Екатериной II секуляризационной реформы он не пережил, будучи упразднен в 1764 году — подобно десяткам других обителей по всей Российской империи. Правда, собор бывшего монастыря вскоре — не в пример другим монастырским соборам, превращенным в приходские церкви, — важного значения не утерял, став кафедральным собором Брянска и заменив в этой роли Покровский собор.

Новопокровский собор на берегу Десны. Фото 1918 года.

В середине XIX века Брянская кафедра перебралась в новый собор, известный под именем Новопокровского. Однако преподобный Поликарп не оставил попечения о своей, пусть и расформированной, обители. Известен удивительный случай конца XIX столетия: однажды соборный диакон Соколов, разгневавшись из-за чего-то, начал кричать и ругаться прямо в храме — оказавшись около места захоронения преподобного Поликарпа, он увидел незнакомого старца, который сказал ему: «Чего ты кричишь и сердишься на этом святом месте? Смотри, я — Поликарп. Ты будешь наказан за бесчинство». С тех пор диакон всегда, проходя здесь, испытывал необъяснимый и непреодолимый страх. Преподобный не только делал внушения вверенным его заботе людям — в начале XX века известно несколько случаев чудесных исцелений по молитвам, ему адресованным.

Творению преподобного Поликарпа Брянского, Спасо-Преображенскому монастырю, повезло гораздо меньше, чем основанной святым князем Олегом Петропавловской обители. Новопокровский собор, остававшийся в XX веке его последним следом, взорвали в 1960-е годы. Бесследно пропали в безбожную эпоху и святые мощи преподобного.

Однако для небесной славы святого Поликарпа это не имеет большого значения. Вместе с благоверным князем Олегом он продолжает охранять свою землю, и все новые и новые брянские дети принимают крещение в приделе святых Олега и Поликарпа в Покровском соборе.

Святые России.


Саша Митрахович 08.11.2017 08:21
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (1)

Саша Митрахович
Саша Митрахович 08.11.2017 16:22

Святых Олега и Поликарпа Брянских часто изображают на иконах вместе.

Каптча