Усадьба Свиблово

Усадьба Свиблово

Усадьба Свиблово находится на берегу Яузы, где прежде лежала деревенька, датируемая не позднее середины XV столетия. Это яркий пример патриархальной русской усадьбы, типичного «дворянского гнезда» Ивана Тургенева.

Усадьба Свиблово в старинном московском имении ​ Нарышкиных, которое расположено чуть севернее ВДНХ, хотя в разные годы имение принадлежало разным людям, его все равно продолжают именовать усадьбой Нарышкиных.

В числе первых владельцев этого села наиболее известен род Плещеевых, которым его и даровали за верную службу.

При Кирилле Алексеевиче Нарышкине (1670-1723), первом коменданте Санкт-Петербурга, а позже московском губернаторе здесь развернулось грандиозное строительство: появился целый комплекс зданий самого разного назначения, была практически полностью перестроена старая Троицкая церковь с колокольней в стиле, который позже назовут «нарышкинским барокко».

Троицкая церковь в Свиблове прекрасна в любое время года.

После Полтавской битвы Нарышкин привез в имение взятых в плен шведов, которые участвовали в строительстве усадьбы Свиблово. Краеведы утверждают, что один из колоколов на колокольне Троицкой церкви также был привезен из Швеции.

Развлекались в усадьбе тоже с размахом, в духе петровских ассамблей; веселья добавлял великолепный оркестр роговой музыки, существовавший при усадебном крепостном театре.

После Нарышкина усадьбой Свиблово владели Плещеевы и Голицыны и, наконец, она досталась флигель-адъютанту Екатерины Великой Николаю Высоцкому. При нем строится новый флигель для гостей, который дожил до наших дней. Высоцкий основал здесь дачный поселок, в одном из домов которого отдыхал Николай Карамзин. Именно в Свиблове литератор начал писать свою знаменитую «Историю государства Российского». «Прекрасный сельский дом в прекрасных местах», - отзывался историк о Свиблово.

«Первостатейный купец» Иван Петрович Кожевников решил в 1821 году купить землю в округе вместе с усадьбой Свиблово с дальним прицелом - завести себе тут фабрику для производства сукна, на которое всегда устойчивый спрос, начиная с военного министерства.

Лучшие суконщики, как известно, англичане; для них это «наиболее драгоценный продукт королевства». Потому и машины для фабрики Кожевников выписал из Туманного Альбиона, а чтобы поддержать реноме просвещенного хозяина, перестроил прежний главный усадебный дом в Свиблове.

Именно тогда появился известный ныне особняк в ярко выраженном классическом стиле, с мезонином и колоннами. Ныне мезонин после реставрации усадьбы воссоздан из камня. Портик украсил центральную часть фасада, в его основе - четыре колонны ионического ордера. Общую картину дополняли боковые деревянные флигели, в конце XX столетия перестроенные в камне.

Время пощадило и так называемый людской флигель свибловской усадьбы. Имеющий в плане форму буквы «Г», он покоится на фундаменте построек, датируемых еще XVIII веком.

При купце Кожевникове в усадьбе тоже давали концерты, причем на них пускали и работников фабрики. Правда, для них был установлен своеобразный дресс-код: в «рабочей одеже» никого «в концерты» не допускали.

В советское время усадьба была основательно заброшена и постепенно приходила в запустение.

Топоним «Свиблово»

Что касается топонима «Свиблово», то он впервые появляется в 1423 году в одной из летописей, как «село Тимофеевское на Яузе», принадлежащее некоему Федору по прозвищу Свибло, соратнику Дмитрия Донского. Само же слово «свибло» в те времена обозначало косноязычного человека.

В 1994 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II объявил о создании Свибловского Патриаршего подворья, разместившегося на территории бывшей Нарышкинской усадьбы.


Саша Митрахович 19.12.2018 12:21
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча