Владимирский собор Задонского монастыря

Известно, что первым храмом Задонского Рождество-Богородицкого монастыря была деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Ее построили основатели обители - схимонахи Кирилл и Герасим примерно в 1610 году. Потом храм неоднократно горел и восставал из пепла. Как и сама обитель, возродившаяся после лихих лет революции и безбожия.
Снаружи
Владимирский собор Задонского монастыря построен по проекту архитектора К. А. Тона в лучших традициях им самим созданного русско-византийского стиля. Образцом для подражания на многие годы стал храм Христа Спасителя в Москве.
Многие элементы, «отработанные» на проекте храма Христа Спасителя, были перенесены и в проект собора в Задонске. Схожа принципиальная схема: монументальный двусветный объем здания, увенчанный массивным пятиглавием. Есть, конечно, и различия - так, Владимирский собор представляет в плане не квадрат, а прямоугольник, его фасады не равнозначны: западный и восточный имеют трехчастное деление, южный и северный - четырехчастное. Закомары килевидные, апсиды полуциркульные.
Являясь вместе с колокольней самым внушительным сооружением города, храм подчиняет и организует все окружающее пространство - все значимые городские панорамы, не только монастырский ансамбль.
Внутри

Внутри Владимирский собор столь же грандиозен, как и снаружи. Все его обширное пространство - а это примерно 35 на 25 метров, не считая паперти, и порядка 40 метров в высоту - полностью раскрыто от пола до купола. Таким образом, интерьер - это сплошной, практически нерасчлененный объем с главным акцентом на иконостас и подкупольное пространство центрального барабана.
Храм трехэтажный: первый этаж - цоколь, второй - так называемый средний, именно сюда попадают верующие через главный вход; третий этаж конструктивно соответствует второму свету постройки. Он не рассекает внутреннее пространство надвое, а представляет собой галерею, пущенную по периметру несущих стен. Восприятию целостного монументального интерьера ничто не мешает - напротив, достигаемый эффект лишь усиливается, если осматривать собор с верхней галереи.
Престолов во Владимирском соборе девять (тоновским проектом были предусмотрены восемь, девятый - придельный храм на месте обретения мощей святого Тихона Задонского - был организован позже). Перечислим престолы, предусмотренные тоновским проектом. В среднем этаже главный - во имя Владимирской иконы Божией Матери, справа от него - Покровский, слева - в честь святого Алексия, митрополита Московского, и Симеона Столпника. Два престола располагаются на галереях второго этажа: справа - во имя святой мученицы царицы Александры, слева - во имя архидиакона Стефана Наконец, в цокольном этаже храма престолов три - центральный во имя Святой Троицы, правый - в честь Анны Пророчицы, левый - в честь святой великомученицы Екатерины.
Великолепные иконостасы храма (главный - шестиярусный) изначально были изготовлены по проекту академика Императорской академии художеств Т. В. Мягкова, а потом значительно переделаны в 1890 году. После разорения советского времени иконостасы восстановили. В настоящее время завершается реставрация в интерьере по левую руку от входа. Продолжаются работы по восстановлению цокольного этажа и нижних храмов, включая девятый престол - церковь святителя Тихона Задонского и священномученика Игнатия Богоносца.