Задонский монастырь

Содержание:
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь — православный монастырь в Задонском районе Липецкой области, на левом берегу Дона.
Задонский монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная.
История Задонского Богородицкого монастыря

Впервые Задонский монастырь упоминается в платежных книгах Елецкого уезда в 1615 году, где об Задонской обители пишут именно как о монастыре, а не как о пустыни, стало быть, старцы-основатели не планировали никакого уединенного житья. И действительно, москвичи Кирилл и Герасим изначально хотели возвести тут своего рода форпост в диком поле.
Про старцев-основателей Задонского монастыря известно, что пришли они из московского Сретенского монастыря и принесли с собой копию Владимирской иконы Божией Матери. Эта икона имела особое значение для здешнего края.
В конце XIV века в южные русские земли вторглись полчища Тамерлана. У него было отлично обученное и многочисленное войско, которое быстро продвигалось вперед. Отчаянное сопротивление захватчику оказали жители города Ельца, но силы оказались неравны. Елец был захвачен и разорен, но дальше вглубь Руси, вплоть до самой Москвы, Тамерлан почему-то не пошел. Вместо этого он развернулся и подался обратно в степь.
Считается, что все время, что «Железный Хромец» бесчинствовал в южных землях, москвичи усердно молились перед образом Владимирской иконы Божией Матери об избавлении от врагов. И Небесная Заступница вдруг явилась во сне Тамерлану, когда тот стоял лагерем недалеко от Ельца. Когда его мудрецы растолковали ему, кто посетил его ночью, полководец якобы и велел своим войскам разворачиваться. В летописях тогда написали: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»
Естественно, первый возведенный на территории монастыря храм был посвящен именно Владимирской иконе. В конце XVII века он сгорел, однако на пепелище монахи обнаружили уцелевший образ Богородицы. Известие об этом разнеслось быстро - и в обитель потянулись паломники, которые щедро жертвовали на восстановление храма.
Монастырь полностью отстроился к 1697 году. Но прошло чуть менее полувека, и Владимирская церковь обветшала. К 1741 году на ее месте возвели уже третий по счету Владимирский храм - на сей раз каменный. Он простоял почти сто лет, а к середине XIX века встал вопрос и о его замене.
К слову, примерно в то же время Владимирский образ вновь проявил себя как чудотворный. Во время эпидемии холеры ни один из насельников Задонского монастыря не заболел этой страшной болезнью.

В 1853 году в Задонском монастыре было закончено строительство того собора, который мы видим сегодня. По сей день он является главным и самым большим храмом обители и всего города. Архитектором, по проекту которого возвели
это выдающееся сооружение, был знаменитый Константин Андреевич Тон, проектировавший храм Христа Спасителя в Москве и многие другие известные шедевры отечественного зодчества.
К этому времени на территории монастыря уже имелось огромное количество всевозможных построек - келья настоятеля, двухэтажный корпус для служителей, жилой корпус для паломников, трехэтажное здание духовного училища. Одно время в монастырских стенах также «квартировалось» уездное казначейство, присутственные места!
Задонский монастырь в XX веке

К началу XX века Задонская Рождество-Богородицкая обитель превратилась в крупный духовный центр, который стоял в одном ряду с такими монастырями, как Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры.
Задонский монастырь напоминал небольшой город с шестью храмами, колокольней, странноприимным домом, аптекой, больницей, двумя кирпичными и одним свечным заводами, а также со своей церковно-приходской школой. К обители были приписаны более 300 человек братии.
Но произошла революция, и Задонский монастырь стал одним из первых, пострадавших от новой власти. Хотя монахам некоторое время еще позволяли оставаться в своих кельях, уже в 1918 году уездный исполком национализировал все постройки, находившиеся на территории обители. В самом монастыре почти на десять лет обосновались обновленцы. Потом его закрыли.
В 1970-1980-х годах на территории уже бывшего монастыря разместился консервный завод,а Владимирский собор приспособили под склад готовой продукции. И это несмотря на то, что еще в конце 1940-х его официально поставили на охрану как памятник истории и культуры! И только в 1990 году начался процесс передачи монастырских построек Церкви. Первое архиерейское богослужение состоялось во Владимирском соборе в день памяти святителя Тихона - 26 августа.
Судьба мощей святителя Тихона
Мощи святителя Тихона Задонского сначала отправили в местный музей, потом - в антирелигиозный музей Ельца, который разместился в Великокняжеской церкви города, а затем - в орловский Богоявленский храм. Там тоже действовал антирелигиозный музей, и святые мощи выставили там, где они демонстрировались вместе с фильмом о вскрытии гроба.
Когда же началась война и в Орел вошли фашисты, согласно документам, городское духовенство обратилось к коменданту города Адольфу Гамаку с просьбой об открытии храмов. И первым был открыт Богоявленский храм, самым главным достоянием которого стали мощи Тихона Задонского, стоявшие на горнем месте алтаря.
В конце 1950-х комиссия установила, что мощи святителя Тихона представляли из себя довольно полно сохранившийся скелет. Причем, на отдельных участках имелись мумифицированная кожа и сухожилия. Практически не тронута тлением оказалась кисть левой руки святого. Однако такое заключение не устроило власть, и мощи Тихона Задонского отправили в запасники краеведческого музея.
Свое законное место во Владимирском соборе они заняли только через год после возвращения монастыря верующим - в августе 1991 года. Чудесным образом рака, в которой мощи хранились до революции, уцелела. И именно в нее поместили мощи святителя.
Владимирский собор Задонского монастыря

Известно, что первым храмом Задонского Рождество-Богородицкого монастыря была деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Ее построили основатели обители - схимонахи Кирилл и Герасим примерно в 1610 году. Потом храм неоднократно горел и восставал из пепла. Как и сама обитель, возродившаяся после лихих лет революции и безбожия.
Снаружи
Владимирский собор Задонского монастыря построен по проекту архитектора К. А. Тона в лучших традициях им самим созданного русско-византийского стиля. Образцом для подражания на многие годы стал храм Христа Спасителя в Москве.
Многие элементы, «отработанные» на проекте храма Христа Спасителя, были перенесены и в проект собора в Задонске. Схожа принципиальная схема: монументальный двусветный объем здания, увенчанный массивным пятиглавием. Есть, конечно, и различия - так, Владимирский собор представляет в плане не квадрат, а прямоугольник, его фасады не равнозначны: западный и восточный имеют трехчастное деление, южный и северный - четырехчастное. Закомары килевидные, апсиды полуциркульные.
Являясь вместе с колокольней самым внушительным сооружением города, храм подчиняет и организует все окружающее пространство - все значимые городские панорамы, не только монастырский ансамбль.
Внутри

Внутри Владимирский собор столь же грандиозен, как и снаружи. Все его обширное пространство - а это примерно 35 на 25 метров, не считая паперти, и порядка 40 метров в высоту - полностью раскрыто от пола до купола. Таким образом, интерьер - это сплошной, практически нерасчлененный объем с главным акцентом на иконостас и подкупольное пространство центрального барабана.
Храм трехэтажный: первый этаж - цоколь, второй - так называемый средний, именно сюда попадают верующие через главный вход; третий этаж конструктивно соответствует второму свету постройки. Он не рассекает внутреннее пространство надвое, а представляет собой галерею, пущенную по периметру несущих стен. Восприятию целостного монументального интерьера ничто не мешает - напротив, достигаемый эффект лишь усиливается, если осматривать собор с верхней галереи.
Престолов во Владимирском соборе девять (тоновским проектом были предусмотрены восемь, девятый - придельный храм на месте обретения мощей святого Тихона Задонского - был организован позже). Перечислим престолы, предусмотренные тоновским проектом. В среднем этаже главный - во имя Владимирской иконы Божией Матери, справа от него - Покровский, слева - в честь святого Алексия, митрополита Московского, и Симеона Столпника. Два престола располагаются на галереях второго этажа: справа - во имя святой мученицы царицы Александры, слева - во имя архидиакона Стефана Наконец, в цокольном этаже храма престолов три - центральный во имя Святой Троицы, правый - в честь Анны Пророчицы, левый - в честь святой великомученицы Екатерины.
Великолепные иконостасы храма (главный - шестиярусный) изначально были изготовлены по проекту академика Императорской академии художеств Т. В. Мягкова, а потом значительно переделаны в 1890 году. После разорения советского времени иконостасы восстановили. В настоящее время завершается реставрация в интерьере по левую руку от входа. Продолжаются работы по восстановлению цокольного этажа и нижних храмов, включая девятый престол - церковь святителя Тихона Задонского и священномученика Игнатия Богоносца.
Задонский монастырь богослужения контакты как добраться расположение на карте

Задонский монастырь расписание богослужений
Расписание богослужений в Задонском монастыре следует уточнять по телефону.
Контакты
- Адрес: 399200, Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, д. 14
- Телефоны:
- +7 (961) 60201 02
- +7 (904) 28595 80
- +7 (919) 16966 87
- Сайт: http://zadonsk-monastyr.ru
Как добраться самостоятельно в Задонскую обитель
Общественным транспортом: на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси.
Как вариант: поездом до Ельца, а далее также автобусом. Еще можно добраться от Павелецкого вокзала на междугородном автобусе «Москва - Воронеж», он делает остановку в Задонске.
На автомобиле: по федеральной трассе М4 «Дон» (расстояние около 400 километров). На Задонск следует сворачивать по указателю.