Внутри Троицкого собора Чаплыгина

Богослужебная жизнь в Троицком соборе Чаплыгина совершается в верхней церкви. Вход туда осуществляется через нижний ярус колокольни — вверх ведет каменная лестница. В притворе — церковная лавка, далее — небольшая трапезная, далее — двери в храм.
На втором этаже необыкновенно светло — на окна, разнообразных форм и размеров, автор проекта собора не поскупился. В верхней церкви они расположены в два ряда. В нижнем ряду огромные трехчастные итальянские окна прорезаны в середине внешних портиков, а также слева и справа по фасадам. Выше, в нишах портиков, — полуциркульные окна, тоже трехчастные; справа и слева от них по фасадам еще окна — обычные, прямоугольные.
Световые барабаны — как угловые, так и центральный — являются открытыми, то есть добавляют освещенности. В центральном барабане — восемь итальянских окон, в угловых — по четыре, последние снабжены полуциркульными завершениями.
Внутреннее пространство верхней церкви выполнено в виде креста — с четырьмя мощными крестчатыми столпами, соединенными меж собой большими арочными проемами, а со стенами — чуть меньшими. Высота храма завораживает — кажется, он открывается прямо в небо. Белые стены усиливают ощущение простора. Белизна несколько оттеняется рефлексами голубого цвета, присутствующего в иконостасе и фоне икон, размещенных на столпах и стенах; этот фон у ряда образов имитирует киоты. Свой цветовой обертон добавляют центральные итальянские окна с цветными стеклами — желтыми, красными и голубыми.
Иконостас, благодаря особенностям своей конструкции и цветовому решению, выглядит очень легким, словно парящим, в нем вообще не ощущается материальной тяжести. До революции, судя по документальным свидетельствам, он был несколько иным. Известны и его размеры — более десяти метров в высоту и почти двадцать метров в ширину.
Нижняя церковь составляет яркий контраст верхней — она, со своими низкими крестовыми сводами, «приземиста», отчего ее столпы кажутся более мощными, нежели верхние. Сплошная роспись столпов, стен и сводов, цветовую гамму которой задают охристые и зеленые тона, вкупе со всем остальным сообщает помещению если не «катакомбный» характер, то во всяком случае определенную загадочность. Иконостас здесь, как нетрудно догадаться, небольшой, одноярусный.
На колокольню из притвора ведет узкая и крутая деревянная лестница.