Ярополец усадьба Гончаровых

Архитектурный ансамбль усадьбы Загряжских-Гончаровых в Яропольце, несмотря на производимое цельное впечатление, складывался постепенно. И сегодня за стилистически единым оформлением непросто разглядеть уцелевшие постройки более раннего, чем конец XVIII столетия, периода.
При ближайшем рассмотрении выясняется, что от предшествовавшей нынешнему Яропольцу усадьбы Гончаровых осталось не так уж и мало. Помимо общей планировки, сохранились и сами здания — церковь, флигели, и, возможно, части циркумференций. Из всех них только храм имеет приметы более раннего архитектурного стиля, да и те умело замаскированы поздним классическим нарядом.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная в 1751—1755 годах, — самая ранняя из дошедших до наших дней построек усадьбы Гончаровых в Яропольце. Ее возвели взамен предыдущего деревянного храма 1707 года, который, будучи поставлен на крутом берегу реки, начал сползать вниз. Он находился на древнем церковном месте, где ныне осталась лишь усыпальница Дорошенко.
Новую церковь отнесли к северу от прежней, разместив дальше от Дамы по направлению сельской улицы. Иоанно-Рождественский храм повторил Знаменскую церковь, построенную А. А. Загряжским в тамбовском имении Кариан чуть раньше.

В обеих постройках применена широко распространенная в тогдашнем церковном строительстве схема «восьмерик на четверике», дополненная поставленными в линию объемами алтаря, трапезной и невысокой двухъярусной колокольни. Архитектурная декорация фасадов в середине XVIII века была иной и соответствовала стилистике барокко. Барочные элементы декора не уцелели.

Главный усадебный дом Загряжских-Гончаровых относится к 1780-м годам. Он соединен переходами с флигелями. Напротив господского дома стоят два симметричных здания, расположенных полукругом, — каретник и конюшня. За ними — ткацкие мастерские. Возможным архитектором ансамбля считают московского зодчего Ивана Васильевича Еготова, любимого ученика легендарного Казакова.
Также в усадьбе Гончаровых в Яропольце сохраняются дом управляющего, часть кирпичной стены с проездными башнями и оранжерея, ныне вклинивающаяся в частное земельное владение и использующаяся хозяевами участка в качестве компостной свалки.