Ярополец усадьба Чернышевых

Ярополец усадьба Чернышевых - «Русский Версаль»
Сам Григорий Петрович не успел сделать в усадьбе ничего, кроме заказа храма-усыпальницы. Истинным создателем «Русского Версаля», как будут называть современники усадьбу Чрнышевых в Яропольце, станет его наследник — Захар Григорьевич, русский военачальник, особенно прославившийся взятием Берлина в 1760 году.

После возвращения с полей Семилетней войны 3. Г. Чернышев предпримет масштабную реконструкцию усадьбы в Яропольце, которая будет продолжаться в течение многих лет и в итоге приведет к появлению замечательной резиденции русского аристократа. Между окрестными поселениями будут проложены прямые дороги, возникнет настоящий усадебный дворец, храм, который бы мог украсить в качестве кафедрального собора всякий город, парк, многочисленные служебные здания. В центре ландшафтной и архитектурной композиции будет находиться значительных размеров площадь. Ее окружит выложенная из камня стена, в которой пробьют пять ворот, а от них по сторонам света и вдоль обширных пространств чернышевских владений побегут лучи проспектов.

Сердцем усадьбы Чернышевых в Яропольце будет дворец. Возведенный в 1760-х годах, он являет редкий для Подмосковья пример французского классицизма. Имя автора проекта неизвестно. Анализ архитектурных форм дворца наводит на предположение, что архитектором мог быть именитый Жан-Батист Валлен-Деламот, некоторое время являвшийся придворным зодчим.
Дворец Чернышева вполне характерен для начального этапа классицизма в России, его четкие, ясные формы, характерные для данного стиля, сочетаются с барочной пластичностью. Декоративное оформление дворца основано на плоской декорации из лопаток, филенок, оконных наличников с гирляндами и лепными замками. Первоначальное внутреннее убранство дворца не дошло, исчезнув уже в пожаре 1787 года.
Храм усыпальница в усадьбе Чернышевых в Яропольце

На рубеже 1770—1780-х годов в Яропольце Чернышевых начали строить новый храм-усыпальницу. Его оригинальное здание, компонованное из парных симметричных объемов, зеркально соединено общим притвором. В планировке усадьбы храм выполнял роль пропилеи при подъезде к дворцу по основному осевому проспекту.

Сквозной притвор мыслился своего рода символическими воротами в усадьбу. Правда, это решение изначально являлось скорее идеальным, чем функциональным. Оно прочитывается в общем «умозрительном» замысле ансамбля, но на практике не имело особого значения — на площадь обычно въезжали не по главному проспекту, а сбоку, от усадьбы Загряжских.