Антонио Ринальди архитектор

Антонио Ринальди - выдающийся архитектор, подарившим свой талант России. Фирменным стилем Антонио Ринальди было сочетание таких архитектурных направлений, как изящное барокко и новомодный классицизм, исповедовавший «благородную простоту и спокойное величие».
Будущий архитектор Антонио Ринальди родился в 1709 году, предположительно, в Неаполе.
Будучи выходцем из дворянской итальянской семьи, Антонио Ринальди избрал своим призванием архитектуру и учился у Луиджи Ванвителли. Тот был истинным профессионалом и апологетом позднего итальянского барокко. Однако классицизм уже настойчиво стучался в двери тогдашнего европейского зодчества, и юноша осваивал его, участвуя в целом ряде семейных проектов своего учителя, работая с его детьми единой слаженной семьей. К примеру, он активно трудился, возводя огромный дворец неаполитанских королей.
Уже к 1751 году Ринальди стал авторитетным архитектором со своими творческими приемами и авторскими предпочтениями. Тогда ему и пришло приглашение на службу из далекой России.
Это было серьезное предложение: контракт на семь лет службы архитектором с параллельным обучением начинающих российских зодчих. Сыграли роль лестные рекомендации, выданные Ринальди и предназначавшиеся для гетмана богатой Малороссии К. Г. Разумовского, который был братом фаворита императрицы Елизаветы Петровны. При удачном стечении обстоятельств для Ринальди открывалась дорога в придворный Петербург. Конечно, он согласился.
Итальянец в России
Дебютом Ринальди у Разумовского стало возведение дворца в его резиденции, городе Батурине. Архитектор приготовил и проект полной реконструкции всей резиденции, но так далеко планы гетмана не простирались. Тогда энергичный Ринальди по своему проекту построил дворец в городе Глухове, а затем храм Воскресения Христова в Почепе. Ринальди стал популярен, его заметили при дворе, и приглашение в столичный Петербург было уже не за горами.
Зодчий императрицы
Первое назначение в Петербурге привело в 1754 году Ринальди на должность архитектора малого двора - ведомство наследника российского престола, будущего Петра III. Итальянец отстраивал ему бывшую усадьбу князи А. Д. Меншикова и более 20 лет работал в Ораниенбауме. Екатерина покровительствовала ему, и сам Ринальди считал себя ее архитектором.
Очередными его шедеврами стали архитектурно-парковый ансамбль собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой, а также Гатчинский дворец-замок.
Как и ожидалось, восхождение Екатерины на престол принесло итальянцу должность ведущего архитектора всего Петербурга, при этом Ринальди трудится и во многих загородных резиденциях.
Еще в начале своего творческого пути, в Почепе, Антонио Ринальди разнообразил композицию храма Воскресения Христова многоярусной колокольней. Этот прием он повторил затем в проектах трех петербургских соборов. Отныне по такого рода шпилям-балясинам можно было сразу прочитать авторство - это Антонио Ринальди.
Архитектор не признавал в своих проектах мелочей, для него важны были любые детали. Зодчий перед изготовлением чертежа будущего проекта, как правило, всегда посещал место, где предполагалось будущее строительство.
Финал, достойный профессионала
Более 30 лет жизни отдал итальянец Антонио Ринальди России. Все это время он работал, талантливо и плодотворно. Энергичный нрав он сохранял до конца своих дней. Кто знает, сколько еще великих проектов вышло бы из-под пера мастера, но вмешалась роковая случайность. Осматривая новые детали здания Большого театра, разработанного по его проекту, Ринальди сорвался со строительных лесов.
Больше работать в полную силу он уже не мог. Архитектор решил покинуть Россию и продал свой роскошный петербургский дом. Но даже поселившись в Риме, Ринальди от российского консула получал назначенную ему пожизненную пенсию.
На склоне лет он занялся приведением в порядок и систематизацией своих личных архивов. Скончался Антонио Ринальди в Риме 10 февраля 1794 года, навсегда вписав свое имя в перечень величайших зодчих своего времени.
Наследие Антонио Ринальди
Антонио Ринальди приехал в Россию летом 1751-го, поскольку гетман Кирилл Разумовский пригласил его для строительства своей резиденции в Батурине. Когда работы там были закончены, он перебрался в столицу, где поступил на службу к Малому двору Петра Федоровича.
Консерватору по натуре, Ринальди приходилось учитывать все новейшие тенденции и вкусы своих клиентов. Помимо возведения частных домов, архитектору, наконец, удалось закончить весьма затянувшееся строительство католического храма Святой Екатерины на Невском. Любопытно, что Ринальди одновременно был избран старостой этого прихода!
Кроме того, в Петербурге авторству знаменитого итальянца принадлежат Князь-Владимирский собор, несохранившаяся до наших дней колокольня Вознесенской церкви, известные пеньковые склады «Тучков буян» и фигура ангела Петропавловского собора (1777 год).
Также есть немало его памятников архитектуры в Царском Селе, Гатчине, Кингисеппе. Известно, что Ринальди также проектировал несколько деревянных зданий на Украине, но они, к сожалению, не уцелели.