Князь-Владимирский собор Санкт-Петербург
Содержание:
Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге всегда был особенным храмом среди всех петербургских церквей. Он — словно зеркало русской истории и архитектуры, а заодно — символ преемственности двух столиц: Москвы и Петербурга.
Царь Петр I закладывал новую столицу с расчетом поскорее превратить Россию в полноправную морскую державу. В Невской дельте, как грибы после дождя, вырастали новые кварталы. Одним из первых стали заселять берег Малой Невы, западнее Петропавловской крепости, — даже несмотря на то, что эту местность часто заливало во время наводнений, вследствие чего район получил название «Мокруши».
Где селились люди — неизменно тут же ставили храм. В 1708 году уже появилась первая небольшая церковка во имя святителя Николая на Мокрушах. А через два года началось строительство предшественницы Князь-Владимирского собора — мазанковой церкви о трех престолах.
Строительство Князь-Владимирского собора
Предшественницей Князь-Владимирского собора была мазанковая Успенская церковь, имевшая три придела. Церковь начали строить в 1713 году.
Первыми были достроены и освящены приделы — Никольский и Предтеченский. В 1717 году в них уже совершались богослужения. Двумя годами позже распахнул свои двери и главный храм. Его посвятили Успению Пресвятой Богородицы.
Царь лично присутствовал на церемонии и даровал храму статус собора, ведь по размеру и количеству престолов он превосходил и Петропавловский собор и Исаакиевский собор.
Храм получил свое посвящение не случайно. Это была своего рода отсылка к Успенскому собору Московского Кремля: Петербург таким образом обозначал свое «преемничество» по отношению к древней столице.
Там же, на Мокрушах, рядом с собором, устроили подворье Местоблюстителя, после чего Петербург стал центром не только государственного, но и церковного управления.
Строительство современного Князь-Владимирского собора
В 1740 году уже новая царица — Анна Иоанновна — распорядилась поставить рядом с деревянным каменный храм на три тысячи молящихся. Проект поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини. Он предполагал построить одноглавую церковь, похожую на собор Петропавловской крепости. Стройка началась, здание возвели под своды и... законсервировали: дворцовый переворот, Елизавета Петровна на престоле.
Лишь через семь лет новая императрица повелела все-таки достроить собор, но окончательный план утвердили лишь в середине 60-х годов XVIII века, уже при Екатерине II. Тогда победил проект Антонио Ринальди.
Новый собор отстроили вчерне за шесть лет. К 1772 году он дополнил городскую панораму, открывавшуюся из окон Зимнего дворца, а его колокольня превратилась в ориентир для судов, заплывавших в Малую Неву. Оставалось выполнить внутреннюю отделку храма, но произошел пожар и на десять лет опять забросили строительство — на первое место вышли внешнеполитические задачи - борьба за выход России к Черному морю.
В 1783 году Таврическую губернию включили в состав Российской империи. В таврическом Херсонесе князь Владимир принял крещение и матушка Екатерина вспомнила о долгострое Успенского храма (ведь с момента его закладки прошло уже более сорока лет). Императрица захотела увидеть достроенный собор, а посвящение должно быть Великому князю Владимиру.
Достраивал церковь архитектор Иван Егорович Старов. Помощник Старова М.Е. Мелентьев взял на себя все руководство отделочными работами внутри храма. Строительство ожило в 1783 году. Через три года освятили Никольский придел, а в 1789 году и главный престол — во имя святого равноапостольного князя Владимира.
Так появился в Санкт-Петербурге тот Князь-Владимирский собор, который мы видим сейчас.
Архитектура Князь-Владимирского собора
Князь-Владимирский собор — пожалуй, самое величественное культовое сооружение Санкт-Петербурга эпохи раннего классицизма. Колокольня возвышается на 57 метров. Парящее на 30-метровой высоте мощное пятиглавие хорошо видно со стороны Зимнего дворца.
Два придела собора, Успенский и Никольский, — это своего рода напоминание о двух предшествовавших нынешнему храму церквях.
Князь-Владимирский собор входит в число самых посещаемых храмов Петербурга.
Князь-Владимирский храм менее известен, чем, например, петербургский Исаакиевский собор или московский собор Василия Блаженного. Но для русского зодчества он представляет собой, безусловно, знаковое явление, обозначая целый явленный в камне архитектурный период, который называют либо «ранним екатерининским классицизмом», либо — условно — «переходом от барокко к классицизму».
Интересно отметить применение барочных элементов (еще не архаизирующих, а, скажем так, «преемствообразующих») в этом здании, в целом уже принадлежащем следующей эпохе. Итак, при всей строгости и сдержанности декора — можно сказать, утрированной строгости и сдержанности! — наметанный глаз сразу отмечает барочный лучковый фронтон на плоскости фасада вместо обязательного в классицизме треугольного фронтона над портиком, и такие же сандрики, которые уже через десять-двадцать лет будут казаться немыслимо фривольными. Вытянутая по горизонтали овальная люкарна над входом — тоже типичное барокко. Но фасады Князь-Владимирского собора уже строго членены, барабаны увенчаны полусферами куполов — добро пожаловать в классицизм.
Таким образом, на примере всего одного здания хорошо видно, что переход к новому стилю в России происходил не одномоментно даже в столице. Можно с какими-то допущениями считать это временем «междустилья», хотя вернее будет охарактеризовать период шестидесятых — семидесятых годов XVIII века как стилистический поиск русского классицизма на фоне изживания барокко. Дело в том, что классицизм появился на нашей почве не столько в результате долгого ее «возделывания», сколько в результате разового социально-политического «заказа». Новая эпоха — отечественное Просвещение, новые вкусы, новое видение истории, мира и человека в нем, нарастающее могущество империи — плюс, разумеется, обращение к опыту прогрессивного западного искусства, «припавшего» к идеалам античности. Вот что породило новый для России архитектурный стиль. «Техзадание» было дано, форма определена изначально, и дальше зодчие занялись ее наполнением по факту, выработкой чего-то своего в рамках предложенной им данности. Логическая ясность, регулярность, ордерность, монументальность — это все уже присутствует в самых ранних произведениях русского классицизма, еще находящегося в той или иной степени под влиянием барочной стилистики. Екатерине II удалось то, чего не удалось Петру: волевым усилием изменить архитектурный облик страны.
Князь-Владимирский собор внутри
В XX веке Князь-Владимирский собор на некоторое время попал «под обновленцев», а потом, в 1926—1927 годах, стоял закрытым. Но то был лишь краткий период безвременья, вскоре храм вновь распахнул двери для православных. Соответственно, удалось избежать тотального дикого расхищения, сохранить уникальные интерьеры.
Окончательная отделка храма относится к 1780-м годам и принадлежит блистательному И. Е. Старову, достраивавшему здание после пожара. Решение интерьера Князь-Владимирского собора весьма оригинально и в полной мере соответствует выдающемуся таланту этого зодчего. Первое, что бросается в глаза, — это отсутствие стенописи; только в парусах под барабаном главного купола — традиционные изображения евангелистов, предположительно принадлежащие кисти Карла Брюллова. Стены изнутри покрашены в темно-голубой цвет, оживляемый белыми пилястрами дорического ордера; этими пилястрами зрительно усилены могучие пилоны, делящие прямоугольное в плане здание на три нефа.
Благодаря такому решению собор изнутри выглядит еще строже, чем снаружи! На этом «скупом» фоне неожиданно ярким и красочным мазком смотрится деревянный иконостас — настоящее украшение храма, замечательное произведение художественной резьбы. Иконостас моложе самого храма (1823 год), а по стилистике — это чистый ампир. Его авторы, согласно господствовавшим в XVIII — конце XIX века вкусам, демонстративно дистанцировались от русской традиции XVII столетия — так называемого «высокого иконостаса» — и обратились к теме относительно низкой «алтарной преграды», характерной более для Западной Европы: с двумя колоннами, антаблементом и развитым фронтоном над царскими вратами. Иконостасы приделов отделены от центрального пилонами, на которых покоится главный купол.
Интересно, что, помимо традиционных икон, интерьер храма украшают картины. Так, в алтаре находится реплика росписи В. Васнецова «Святая Евхаристия» из Князь-Владимирского собора Киева, а на стенах — копии «Преображения» Рафаэля и «Оплакивания Христа» Паоло Веронезе.
Князь-Владимирский собор расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте
Князь-Владимирский собор расписание богослужений
Богослужения в Князь-Владимирском соборе совершаются каждый день. В будни в 9:45 начинается исповедь, затем, в 10:00, — литургия, в 18:00 — вечерняя служба. Что касается праздников и воскресений, то накануне этих дней служат всенощную — в 18:00; в 7:00 начинается ранняя Божественная литургия, а в 10:00 — поздняя.
Контакты
- Адрес: 197198, Россия, Санкт-Петербург, ул. Блохина, д. 26
- Телефон: +7 (812) 233-68-65
- Сайт: www.vladimirskysobor.ru
Как добраться самостоятельно
Поезжайте до станции метро «Спортивная»; далее следует пройти по проспекту Добролюбова до пересечения с Храмовым переулком.
Расположение собора на карте Санкт-петербурга
Всероссийский помянник в Князь-Владимирком соборе
В Князь-Владимирском соборе есть удивительная вещь — Всероссийский помянник. По своей сути это электронный синодик. В дореволюционной России синодики хранились почти в каждой семье и представляли собой своего рода родословную, в которой значились все члены семьи с датами рождения и смерти иногда вплоть до десятого колена!
Настоятель собора отец Владимир Сорокин решил возродить традицию синодиков, только в масштабе всей страны. Труд огромный. Буквально по крупицам собиралась информация о погибших за Отечество, блокадниках, солдатах и офицерах, жертвах репрессий, моряках-подводниках, ликвидаторах катастрофы на Чернобыльской АЭС, бойцах, погибших в Афганистане, Героях Советского Союза и России — в помянник за семь неполных лет его существования вошли миллионы фамилий... Чтобы получить все эти сведения, отец Владимир связывается с разнообразными организациями — от обществ поисковиков до Министерства обороны и общества «Мемориал», ведет переписку с региональными архивами и составителями местных Книг памяти.
Когда информации накопилось изрядно, один из прихожан разработал компьютерную программу, в которую внесли все эти данные. Придумали, как оформить электронный синодик внешне, чтобы он, по возможности, не раздражал наиболее консервативных прихожан, осуждавших настоятеля за то, что тот «затащил в Божий дом странную машину».
Пополнить Всероссийский помянник может любой желающий — достаточно сообщить в храм сведения о своих погибших близких. Если информация скудна, можно обратиться к специалистам — они всегда помогут в обращении с помянником, направят в архивы дополнительные запросы.
Создание Всероссийского помянника оказалось делом столь важным, что отец Владимир Сорокин за свои труды удостоился медали «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества», которую вручают по инициативе Министерства обороны.
Петр любил в Князь-Владимирском соборе Петербурга. В храм он приезжал, по крайней мере, несколько раз в год, в дни престольных праздников — с 1719 по 1724 год.