Большой Гатчинский дворец

Большой Гатчинский дворец

Главная достопримечательность Гатчины - безусловно, Большой Гатчинский дворец. Возведенный при фаворите Екатерины графе Григории Орлове, дважды перестроенный при Павле I и Николае I, разрушенный в Великую Отечественную войну и восстановленный, дворец открывает свои двери для туристов и продолжает оставаться настоящим символом города.


Великолепный архитектурный комплекс Гатчинского дворца, без сомнения, главная гордость города, он сильно пострадал подобно многим другим зданиям города воинской славы России. Во время немецких бомбежек сотрудникам музея, обустроенного здесь сразу после Октябрьской революции 1917 года, пришлось спасать ценнейшие экспонаты, многие из которых все-таки погибли. При этом почти полностью была утрачена и великолепная отделка дворцовых интерьеров, так что у реставраторов впоследствии было много кропотливой работы.

Более полусотни тысяч ценнейших экспонатов дворца-музея бережно собирались практически с момента его постройки.

Строительство дворца

Для строительства Гатчинского дворца в 1766 году (30 мая - официальная дата его закладки) граф Григорий Орлов пригласил знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди. Зодчему удалось гениально совместить в одном проекте старинные традиции как России, так и Западной Европы - дворец одновременно напоминал и русскую загородную усадьбу, и средневековый рыцарский замок. Впрочем, уклон в сторону средневековой Европы все-таки был больше - ведь граф Орлов, заядлый охотник, ориентировался в своих мечтах прежде всего на английский охотничий замок, и архитектор в точности воплотил его пожелания.

Гатчинский дворец и Пудостский камень

Свой средневековый вид Гатчинский дворец приобрел не только благодаря особенностям архитектуры, но и за счет материала, из которого был построен: пудостский камень, известковый туф, разновидность травертина, обладает пористой структурой, которая придает зданию старинный вид. Помимо названного, пудостский камень обладает еще одним интересным свойством: в зависимости от погоды и освещения он меняет свой цвет, так что здание может казаться то серым, то коричневым, то светло-желтым.

Название камень получил от селения Пудость недалеко от Гатчины, где находились его залежи, поэтому многие постройки в самой Гатчине, а также в Павловске и Петербурге выполнены из этого материала: постаменты, мосты и павильоны в Гатчине, здания Биржи и Горного института и скульптуры Ростральных колонн в Северной столице, кроме того, пудостским камнем облицованы стены и колонны Казанского собора.

Большой Гатчинский дворец - владение императоров

Военные учения на фоне Большого Гатчинского дворца. Старинная открытка.Большой Гатчинский дворец представляет собой большую постройку из трех частей: в центре находится главное здание прямоугольной формы с двумя пятиугольными башнями по сторонам, а крытые галереи соединяют его с двумя корпусами - Кухонным и Конюшенным, последний позже был переименован в Арсенальный. Каждый из корпусов выполнен в форме закрытого каре со своим внутренним двором, по его углам тоже располагались башни.

За дворцом был разбит собственный сад, перед входом в который стояли две женские статуи: аллегория Мира с оливковой ветвью в руке и аллегория Войны в шлеме и со львом у ног. Перед главным зданием раскинулся огромный плац, а вход был украшен другими двумя статуями - Благоразумия и Бдительности.

Строительство тянулось долго - целых пятнадцать лет - и было завершено лишь в 1781 году. Григорий Орлов недолго радовался своему детищу - спустя два года он скончался, и Екатерина II, выкупив поместье у его братьев, передала его сыну Павлу.

Гатчинский дворец при Павле I

Гатчинский дворец сменил владельца и вместе с округой был основательно перестроен зодчим Винченцо Бренна.

Итальянцу следовало угодить милитаристским вкусам императора Павла I, даже некогда живописный луг напротив главного дворцового корпуса быстро превратился в плац-парад для милых императорскому сердцу военных смотров его гатчинской армии. При этом дворцовый замок обзавелся новой бастионной стеной, водной преградой в виде рва и двумя парами подъемных мостов.

Сам монарх расположился на первом этаже с подобающей ему роскошью, тронным залом на месте кабинета бывшего владельца и богатой мраморной столовой с изящными колоннами и античными барельефами. Для государственных приемов был оборудован Белый зал.

В бывшем Конюшенном, а теперь Арсенальном каре, перестроенном зодчим Бренна, разместили столь разные заведения как театр, библиотека и арсенал. Оружие содержалось и в специальной Оружейной галерее, а в Чесменской можно было увидеть огромные живописные реконструкции этого знаменитого морского сражения.

Будущий император Павел I укрепил дворец, сделав его еще больше похожим на замок: устроил ров с перекинутыми через него мостами, поставил пушки и решетки. Павел не без оснований боялся участи отца, Петра III, который был отстранен от власти и убит. Однако вооруженные укрепления в Гатчинском дворце не помогли ему избежать судьбы - Павел I был убит 1 марта 1801 года в другом месте, в Михайловском замке Петербурга.

В следующий раз Гатчинский дворец перестраивался в 1840-е годы, при Николае I. Работами занимался тот же архитектор, что строил собор Святого Павла - Роман Иванович Кузьмин. Именно тогда при дворце появилась своя церковь, была возведена новая парадная лестница и основательно перестроены Кухонный и Конюшенный корпуса. В то время, как в память об убитом императоре строился Павловский собор, на плацу перед Большим дворцом появился другой памятник ему - узнаваемая фигура в треуголке и со шпагой, выполненная скульптором Джованни Витали.

Наконец, наиболее современная перестройка ожидала Гатчинский дворец в 1880-е годы. Вступив на престол в 1881 году, Александр III переехал сюда из Зимнего дворца и принялся обустраивать новое место в соответствии с последним словом техники: в Большой дворец провели электричество и телефон, сделали отопление, обновили водопровод и канализацию. В таком виде дворец встретил XX век, принесший человечеству две мировых войны и несколько революций.

В советские годы в Гатчинском дворце разместили музей

Большой Гатчинский дворец. В центре виден купол храма Святой Живоначальной Троицы.После Октябрьской революции 1917 года Гатчинский дворец был преобразован в музей, который иногда называли «пригородный Эрмитаж». В 1920-е годы он пользовался большой популярностью - многим хотелось посмотреть, «как жили цари». Перед сотрудниками нового музея - историками, знатоками искусства, лучшими представителями интеллигенции - встала нелегкая задача: в согласии с советской идеологией рассказывать об «эксплуататорах» и «кровопийцах», с тем, чтобы уберечь принадлежавшие им произведения искусства от разграбления и перепродажи и сохранить как прекрасную музейную коллекцию.

Когда началась Великая Отечественная война, музей спешно стали готовить к эвакуации. К сожалению, времени оставалось совсем мало - немецкие части вошли в Гатчину уже в начале сентября 1941 года. Наиболее ценные экспонаты удалось вывезти в тыл, но многие пришлось спрятать в подвалах замка или закопать в парке. Сотрудники музея, до последнего момента спасавшие его, успели эвакуироваться накануне захвата города, когда вокруг дворца уже вовсю рвались снаряды.

В январе 1944 года Гатчина была освобождена, но Большой дворец очень сильно пострадал - значительные повреждения нанесли снаряды, а солдаты вражеской армии перед уходом подожгли его. Восстановление дворца началось сразу после войны, но это не были реставрационные работы - власти решили не воссоздавать музей, а лишь отремонтировать здание, чтобы разместить в нем различные учреждения.

Многие годы энтузиасты из числа искусствоведов и музейных работников бились за то, чтобы вернуть Гатчинскому дворцу статус музея. Наконец, к сорокалетию Победы в 1985 году, музей вновь был открыт. Несмотря на то, что полностью восстановить архитектуру и обстановку дворца в прежнем великолепии не удалось, он продолжает привлекать не только посетителей, но и съемочные киногруппы - в интерьерах Большого Гатчинского дворца снималось множество исторических фильмов.

Гатчинский дворец и сегодня неизменно привлекает многочисленных туристов: каждый здесь найдет себе собственное архитектурное чудо, которого не сразу отыщешь даже в пресыщенном зодческими шедеврами Санкт-Петербурге.


Саша Митрахович 05.01.2019 13:00
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча