Архитектура Спасо-преображенского собора Торжка

Несмотря на внутреннее запустение, внешне Спасо-Преображенский собор Торжка по-прежнему великолепен и по праву носит звание символа города. Это полноценный, совершенно «столичного» уровня образец ампира, выполненный по проекту Карла Росси, главного творца этого стиля в России.
В основе Преображенского собора лежит классический крестово-купольный храм с большим центральным и четырьмя меньшими боковыми куполами. Эта форма, возникшая на Руси практически с момента принятия христианства и окончательно закрепившаяся в период роста влияния Московского государства в XVI веке, впоследствии «кочевала» практически по всем архитектурным стилям.
Пятикупольные соборы продолжали строиться и в эпоху елизаветинского барокко, и екатерининского классицизма. Характерно это и для десятилетий ампира, когда, кстати, немало похожих храмов возникло именно в Тверской губернии.
Спасо-Преображенский собор представляет собой в плане равноконечный крест с выступающими портиками по всем сторонам, включая алтарную. Портики поддерживают по четыре дорические колонны, с которыми перекликаются пилястры на стенах.
Увенчан храм массивными куполами на прямых световых барабанах. Барабаны боковых куполов ниже и шире, центральный барабан более пропорционален и изящен, но его размеры таковы, что он все равно перетягивает на себя внимание зрителя. Сверху купол украшен фонарем с крохотной главкой. В отличие от дорического ордера основного объема, полуколонны, идущие кругом по центральному барабану, — ионические.