Церковь Одигитрии Смоленской в Вязьме

Содержание:
Блестящим памятником Вязьмы является Церковь Одигитрии Смоленской, возведенная на пожертвования царя Михаила Федоровича и его дяди, предмет гордости вязьмичей и восхищения туристов, входит в комплекс действующего Предтечева монастыря. Правда, монастырь теперь не мужской, а женский.
Соборный храм Иоанно-Предтеченского монастыря, Церковь Одигитрии Смоленской, уникален как минимум в двух отношениях:
- Во-первых он является одним из редчайших образцов трехшатровых храмов. Дошедшие до наших дней трехшатровые церкви можно пересчитать по пальцам одной руки. Это собственно Одигитриевская, Успенская «Дивная» в Угличе, Рождества Богородицы в Путинках (ее четверик завершен тремя шатрами) и Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке в Ярославле. В 2007 году из этого списка, к сожалению, выбыл Троицкий храм Александровой пустыни, что под Рыбинском. Его шатры обрушились.
- Во-вторых, Одигитриевская церковь Вязьмы принадлежит к самым ранним памятникам русского узорочья (если довериться общепринятой датировке, которая, по мнению некоторых исследователей, небесспорна). Эталоном этого стиля традиционно считается храм Троицы в Никитниках; его декоративное оформление во многом схоже с оформлением Одигитриевской церкви. Он начал строиться в 1628 году, но закончен был значительно позже вяземского — в 1650-е годы. Другой образцовый представитель русского узорочья — храм Рождества Богородицы в Путинках. Он построен в 1649—1652 годах, незадолго до того как Патриарх Никон «отменил» шатровые церкви.
Возвращаясь к трехшатровому завершению Одигитриевского храма, отметим, что подобные решения верха церковных зданий связаны с планировочными изменениями четверика, происходившими в первой половине XVII века. В этот период распространились бесстолпные, вытянутые по оси север — юг храмы. «Вытягивание» сообщало камерность храмовому пространству, приближало молящихся к иконостасу.
Интересно отметить, что в XIX веке такая «интимность» уже казалась излишней и к основному объему Одигитриевского храма пристроили трапезную часть, где и находилось во время службы большинство богомольцев.
Вытянутый четверик более уместно увенчать не одной главой или традиционным пятиглавием, а главами, поставленными в ряд. Их могло быть две. Могло быть, как видим, и три. Более того, в среде реставраторов существуют предположения, что приделы церкви Одигитрии Смоленской в Вязьме также венчали изначально не маленькие главки, как теперь, а именно шатры. И, таким образом, она была пятишатровой.
Церковь Одигитрии Смоленской - удивительный и сказочно красивый православный храм Вязьмы.
Интерьер церкви Одигитрии Смоленской в Вязьме

С Иоанно-Предтеченским монастырем Одигитриевская церковь в Вязьме прошла путь в без малого четыре столетия, пережив и годы довольства, и разорение 1812 года, и немецкую оккупацию, и десятилетия большевистского плена.
Существенной особенностью интерьера церкви Одигитрии Смоленской в Вязьме является центральный световой шатер. Как отмечает уже цитированная нами М. В. Вдовиченко:
«среди трехшатровых памятников XVII в. средняя световая глава больше нигде не встречается, да и среди пятиглавых и трехглавых посадских церквей такое решение — редкость».
Действительно, к настоящему времени не сохранилось трехшатровых памятников указанного периода со световой главой. Но вот относительно Успенской «Дивной» церкви угличского Алексеевского монастыря, построенной в 1628 году, можно с большой долей уверенности предположить, что ее центральный шатер как раз был световым. Сотрудник Угличского историко-художественного музея В. В. Денисов сообщает:
«Главный шатер, отделенный в настоящее время сводом от внутреннего пространства церкви, по своим размерам и конструкции не может считаться декоративным завершением. Первоначально, вероятно, он был открытым изнутри и имел функциональное значение».
Так что абсолютную «единственность» светового шатра вяземского храма мы утверждать не возьмемся.
Вообще, интерьер Одигитриевской церкви не производит того впечатления, которого ждешь при взгляде на нее снаружи. Четверик, представляющий собой в плане почти квадрат, затеснен, «задвинут» трапезной, связанной с ним низким арочным проемом. Трапезная, в свою очередь, также кажется тесной, будучи разделена на две части. Помещения трапезной перекрыты коробовыми сводами с лотками. Вход в придел Симеона Богоприимца (он еще не освящен после реставрации) — с улицы. В Предтечевский придел можно попасть через трапезную.
От старинного внутреннего убранства храма не осталось ровным счетом ничего. Убранство XVII века погибло в 1812 году, а интерьеры XIX столетия не пережили богоборческой эпохи. Первое изъятие икон и утвари из Одигитриевской церкви произошло, как нетрудно догадаться, в 1922 году, под предлогом помощи голодающим, а окончательному разграблению она подверглась после 1929 года, когда решением исполкома горсовета здания монастыря были окончательно отчуждены от верующих и переданы под устройство спичечной фабрики.
Церковь Одигитрии Смоленской в Вязьме богослужения контакты как добраться расположение на карте

Реставрация церкви Одигитрии Смоленской в Вязьме
Реставрация церкви Одигитрии Смоленской в Вязьме в 1970—1980-х годах ограничивалась лишь фасадами зданий. Второй этап ее реставрации начался в 1999 году, завершившись в 2001 году освящением главного престола. В конце 2000-х реставрировались шатры храма. Теперь леса с них сняты, и они белоснежно сияют над стенами монастыря.
Среди туристов Вязьма (именно Предтечев монастырь главная достопримечательность Вязьмы) довольно популярна, и вокруг Одигитриевской церкви часто бродит кто-нибудь восхищенный с фотоаппаратом.
Богослужения:
Богослужения в Иоанно-Предтеченском монастыре совершаются ежедневно, вход в монастырь свободный при соблюдении определенной формы одежды (не должна быть излишне открытой; принято также, чтобы женщины покрывали голову, а мужчины, напротив, снимали головные уборы, входя в храм).
Престольные праздники в обители — Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (28 июля/го августа), Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/п сентября), Симеона Богоприимца (3/16 февраля), Вознесение Господне (40-й день по Пасхе).
1/14 мая вспоминается кончина прп. Герасима Болдинского, 7/20 июля — обретение его мощей. 28 июля/ю августа — память свт. Питирима Тамбовского.
Контакты:
- Адрес: 215100, Россия, Смоленская обл., г. Вязьма, ул. Докучаева, 48а
- Телефон: +7 (48131) 6-18-01
Как добраться самостоятельно:
Из Москвы до Вязьмы можно добраться несколькими способами: поездом (с Белорусского вокзала), автобусом (от станций метро «Тушинская» или «Теплый Стан»). На автомобиле выезжать из Москвы надо по трассе M-1.
Из Смоленска до Вязьмы тоже можно доехать как на своей машине (опять-таки по трассе M-1), так и общественным транспортом — электричкой (время в пути чуть более трех часов) или автобусом (время в пути от двух с половиной до трех часов).