Иоанно-Предтеченский монастырь Вязьма

Предтечев монастырь, пережив несколько разорений, не сохранил ни древних икон, ни каких-либо иных реликвий. Все святыни, которые находятся здесь сейчас, суть приобретения новейшего времени.
Основание Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме.
В конце 1535 года в окрестности Вязьмы пришел чернец Герасим с учеником Симеоном. Место, избранное им для строительства кельи, на первый взгляд было не вполне удобно: неподалеку находился бандитский притон.
Но терпением и кротостью старец усмирил дебоширов. За несколько лет вокруг его кельи выросло иноческое общежитие, и в 1542 году Герасим, испросив у царя Ивана Васильевича и митрополита Московского Макария благословенные грамоты, основал монастырь. Бразды правления в нем он передал Симеону, а сам удалился в излюбленную им Болдину обитель.
Деревянный монастырь

Первый храм монастыря был деревянный Предтечевский. Строительство его велось, вероятно, еще при преподобном Герасиме. А его ученик Симеон, управлявший монастырем около тридцати лет, возвел еще один — теплый Вознесенский. Естественно, тоже из дерева. У молодой обители был пока не тот «статус», чтобы обзаводиться каменными строениями.
Вскоре пришли бедствия. Окрестности Вязьмы оказались одним из тех несчастных уголков страны, которые Смута буквально растоптала — копытами польской конницы. Несколько раз грабили интервенты и Предтечев монастырь. Особой жестокостью отличалось нападение отрядов гетманов Жолкевского и Хоткевича в августе 1612 года. Тогда враги не удовольствовались тем, что растащили остатки ризницы и подожгли все деревянные здания. Распаленные, быть может, недостатком добычи, они убили всех насельников обители.
Второе рождение Предтеченского монастыря даяниями Романовых
Восстанавливаться Иоанно-Предтеченский монастырь начал только после Деулинского перемирия, заключенного между Русским государством и Речью Посполитой в конце 1618 года. Возрождение принято связывать с посещением Вязьмы митрополитом Филаретом (Романовым), отцом царя Михаила Федоровича и будущим Патриархом.
В 1635 году началось каменное строительство в Предтечевом монастыре: на пожертвования царя Михаила Федоровича и боярина Ивана Никитича Романова в 1635— 1638 годах был возведен соборный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», с приделами во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (северный) и Симеона Богоприимца (южный).
Бурная строительная деятельность в захудалом монастыре, покровительствуемая из Москвы, явилась следствием стремления государя возможно скорее отстроить разоренную войнами Вязьму и окончательно «усвоить» ее Московскому государству. На протяжении второй половины XVII века росло благосостояние обители, она обстраивалась каменными зданиями и обрастала земельными угодьями.
В 1650 году появилась надвратная Вознесенская церковь с трапезной, и, таким образом, имея две каменные церкви и кельи, монастырь уже мог с достоинством встретить даже самых высоких гостей. «Великих Государей» Предтечев монастырь встречал уже в качестве архимандритии.
По реформе 1764 года Иоанно-Предтеченский монастырь, отнесенный к Смоленской епархии, был причислен ко 2-му классу. Опись 1774 года показала в нем, помимо собственно Одигитриевской, Вознесенской и Знаменско-Никольской церквей, каменный дом настоятеля, братский корпус на двенадцать келий, казначейскую палату, иконописную мастерскую и множество добротных хозяйственных построек.

«Разграблен, разорен и опустошен...»
Двести лет минуло с событий Смуты, и Смоленщине вновь пришлось пережить все ужасы «тотальной войны». С приближением французов многие жители Вязьмы покинули город. С ними ушли и монахи Иоанно-Предтеченского монастыря. В обители остались только престарелый иеромонах Иоасаф и послушник Иона. По рассказам вяземских старожилов, Иоасаф был случайно убит «при бомбардировке Вязьмы» и погребен французскими гренадерами, причем последние:
«желая отдать особую почесть праху старца, не придумали ничего лучшего как перевернуть свои головные уборы задом наперед, когда опускали в могилу его тело».
Почтительность наполеоновских войск к Церкви этим и ограничилась. По свидетельству издания «Смоленск и его губерния в 1812 году» (1912):
«Свято-Предтеченский мужской монастырь был совершенно разграблен, разорен и опустошен. От зданий церковных и монастырских остались лишь обгорелые стены. Богатые оклады на иконах, утварь и ризница, царские грамоты и библиотека со всеми книгами и документами частью сгорели, частью были расхищены. Многие драгоценности монастыря, большое количество серебра и золота, спрятанные в соборной монастырской церкви в некоторых местах, отысканы и унесены; немногое из спрятанного уцелело».
Вернувшаяся в монастырь по окончании войны братия оказалась, как и двести лет назад, на пепелище.
Нецелевое использование
В 1929 году власти расторгли договор с верующими на пользование храмами «бывшего монастыря», и на его территории разместилась спичечная фабрика, а после освобождения Вязьмы от фашистской оккупации — пивоваренный завод. В уникальном трехшатровом храме Смоленской иконы Божией Матери расположился в 1946 году Вяземский архив. Такое использование церкви, учитывая тогдашние реалии, нельзя назвать вопиющим, но беда в том, что к середине 1940-х она уже находилась в очень сложном состоянии, «убитая» столько же бедствиями войны, сколько безалаберной эксплуатацией советских хозяйственников.
В 1962 году руководство Смоленской области подняло вопрос о постановке монастырских строений на охрану как памятника всесоюзного значения. Но определить охранную зону комплекса удалось только спустя десять лет, а реставрация монастыря началась в 1976 году.
Реставрация 1970—1980-х годов ограничивалась лишь фасадами зданий. Когда в 1989 году монастырь передали Смоленской епархии, храмы его не были пригодны для совершения богослужений. Тем не менее в июне 1990 года Священный Синод принял решение о возрождении Иоанно-Предтеченского мужского монастыря. Ежедневно служа молебны преподобному Герасиму Болдинскому, монахи постепенно восстанавливали храмы и жилые здания.
В августе 1995 года этот монастырь Вязьмы «переквалифицировали» в женский. Чернецы уступили место черницам.
Это многострадальный православный храм Вязьмы.
Основан в 1542 году преподобным Герасимом, устроителем знаменитой Болдинской обители под Дорогобужем. В XVI-XVII веках пользовался вниманием монарших особ, от Алексея Михайловича Тишайшего до Ивана Васильевича Грозного. В это же время здесь появился один из лучших памятников архитектуры не только города и области, но и всей России - трехшатровая Одиитриевская церковь.