Император — Старец

Попытки идентификации старца Феодора Томского как императора Александра I
Слухи о том, что под видом старца Феодора Томского скрывается инсценировавший свою смерть император Александр I, в последние годы своего царствования явным образом тяготившийся собственной властью, появились уже в первые годы пребывания святого в Сибири. Будто бы некоторые казаки, служившие ранее в Петербурге и видевшие царя, опознали в подвижнике последнего. «Узнаванием», к слову, объясняют и то, что, проживая в Зерцалах, Феодор Кузьмич старался лишний раз не встречаться с праведным Даниилом Ачинским, хотя, судя по высказываниям, безмерно ценил его, — святой Даниил, бывший воин, тоже знал Александра I в лицо.
Поражало современников и другое. Феодор Кузьмич оказался необыкновенно сведущ в жизни высшего общества конца XVIII — первой четверти XIX веков. Рассказывая об Отечественной войне 1812 года, он сообщал такие подробности, каких не мог знать простой смертный. При этом старец никогда не поминал в своих рассказах ни Павла I (грех отцеубийства всегда тяготел над старшим сыном задушенного гвардейцами царя), ни Александра I.
Если кто-нибудь дерзал настаивать на том, чтобы Феодор Кузьмич все-таки открыл свое прошлое, тот отвечал уклончиво:
«Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне — кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа...»
По кончине старца в его келье, в числе иных предметов, были будто бы обнаружены документ о бракосочетании императора Александра I, резное распятие из слоновой кости, цепь ордена Андрея Первозванного, нарисованный вензель в виде буквы «А». Иногда говорят о каких-то бумагах, заставивших зачастить в Сибирь представителей правящего Дома Романовых.
Все это вот уже полтора века не дает покоя многим. В спорах ломаются копья, написаны тысячи страниц, приведено множество «доказательств» того, что Феодор Кузьмич есть не кто иной, как Александр I, и столь же «убедительных» «опровержений» этого.
Напоследок приведем высказывание игумена Силуана (Вьюрова), управлявшего Богородице-Алексиевской обителью в 1999—2013 годах (ныне он является епископом Колпашевским и Стрежевским):
«Особая острота проблемы Император — Старец... вызвана не столько уходом первого, сколько святостью последнего. И сам уход с престола отцов, отречение от Богом данной власти получает оправдание лишь в свете подвига самоотречения, увенчанного святостью. В этом смысле, положительное решение проблемы необходимо не старцу Феодору, а императору Александру... Ценность человеческой судьбы как в очах Божиих, так и в глазах людей определяется ответом не на вопрос: кем человек был, а на вопрос: кем он стал».