Феодор Томский святой праведный старец или император Александр I

Феодор Томский святой праведный старец или император Александр I

Содержание:

Старец Феодор Томский — один из самых загадочных русских святых. Уже при жизни многие считали его тайно ушедшим из мира императором Александром I. С тех пор на эту тему написано множество статей и книг. Но загадка личности сибирского подвижника остается неразгаданной.


В народном сознании Феодор Томский отождествляется с Александром I (и у этого тождества есть сторонники среди историков).

Молва об этом распространилась еще при жизни старца Феодора Томского, подогреваемая странными обстоятельствами скоропостижной смерти императора в Таганроге, а также и некоторыми особенностями поведения Федора Кузьмича (например, есть сведения, что он говорил по-французски, а среди святых особенно почитал святого Александра Невского, небесного покровителя Александра I).

До революции легенда о царе-старце, покинувшем престол, чтобы замолить грех участия в отцеубийстве, имела широкое распространение. Она постоянно передавалась из уст в уста, от рассказчика к рассказчику приукрашиваясь и обрастая подробностями. Но многие относились к ней скептически. Архиепископ Иркутский Вениамин (Благонравов; 1825—1892) писал о купце Семене Хромове, на заимке которого жил и умер старец, что тот «помешался на мысли» о царском достоинстве Феодора Томского.

Поставить точку в споре о старце может лишь генетическая экспертиза; пока же она не проведена, не станем излишне будоражить воображение читателей. Отметим, однако, что Федора Кузьмича почитали как прозорливца и молитвенника — и это совершенно достоверные факты. Когда тело старца готовили к погребению, на коленях его обнаружили мозоли от многочасовых коленопреклоненных молитв. Могила его в Богородице-Алексеевском монастыре города Томска окружена была почитанием.

В 1903—1904 годах над нею возвели часовню, но она не сохранилась до наших дней. Так как паломничество к ней не прекратилось и после революции, в 1936 власти решили проблему радикально: часовню сломали, а на ее месте устроили выгребную яму.

В 1984 году состоялась канонизация Федора Кузьмича как праведного Феодора Томского (память празднуется в Соборе Сибирских святых), а в 1995 году были обретены его мощи — да, прямо в выгребной яме, где проводили раскопки томские семинаристы под руководством археологов. С этого момента мощи пребывают в раке в Казанском храме Богородице-Алексеевского монастыря.

В южном приделе Христорождественского собора Липецка есть также икона старца Федора Кузьмича с частью его мощей.

Русские святые.


Саша Митрахович 14.07.2017 10:20

Старец Феодор Томский

Старец Феодор Томский

Светильник Божий

Первые точно документированные сведения о старце Феодоре Кузьмиче датируются 1836 годом, когда в окрестностях Красноуфимска Пермской губернии крестьяне задержали вызвавшего у них подозрение пожилого странника, грубая одежда которого совершенно не соответствовала его поведению, выдававшему в нем человека образованного и знатного.

Странника доставили в суд, где он сообщил на допросе о себе, что имя его Федор Кузьмич, 70-ти лет, православный, холост, неграмотен, происхождения своего не помнит. Согласно тогдашним законам, старца приговорили к 20-ти ударам плетью и ссылке в Сибирь (как не способного к каторжным работам и военной службе). В деревню Зерцалы Ачинского уезда, куда приписали ссыльного, тот прибыл в марте 1837 года.

Местный казак Семен Сидоров построил Феодору Кузьмичу избушку-келью в станице Белоярской.

Позже старец много странствовал по Мариинскому уезду, добывая себе пропитание обучением крестьянских детей грамоте, Священному Писанию, географии и истории (грамоту, как выяснилось, он прекрасно знал — как и иностранные языки!).

В 1849 году Феодор Кузьмич переселился в село Краснореченское. К тому времени его святая жизнь приобрела широкую известность. Хотя большей частью старец предавался молитвенным подвигам, от общения он никогда не отказывался, всегда принимая просителей и помогая им советами. И не только советами — так, например, у Феодора Кузьмича обнаружились дары прозорливости и целительства, привлекавшие к нему многих.

Необыкновенно уважал старца епископ Томский Афанасий (Соколов) — Феодор Кузьмич открылся архипастырю, что на подвиг странничества его благословил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. По некоторым свидетельствам, старец и владыка Афанасий в разговорах часто переходили на французский язык.

В странствиях своих святой Феодор Томский познакомился с купцом Семеном Хромовым, который, став преданным почитателем старца, в 1858 году уговорил его переселиться в Томск. С тех пор и до самой кончины в 1864 году, с небольшим перерывом, Феодор Кузьмич жил или на загородной заимке купца, или в келье, устроенной в городской усадьбе Семена Феофановича.

Чудотворения после смерти Феодора Томского

Рака с мощами святого праведного Феодора Томского в Казанском храме Богородице-Алексиевского монастыря.

Старец Феодор Томский, которого многие считают инсценировавшим свою смерть в Таганроге в 1825 году императором Александром I, отошел ко Господу в январе 1864 года. Похоронили почившего, согласно его собственному желанию, в ограде Богородице-Алексиевского монастыря, северо-восточнее алтаря Казанского храма.

К старцу уже при жизни многие относились как к святому — благодаря его недюжинным духовным дарованиям. Это отношение укрепилось после чудес, сопровождавших его кончину, коим нашлось несколько свидетелей. С середины 1860-х годов могила Федора Кузьмича и келья в усадьбе купца С. Хромова, где жил святой, сделались местом паломничества; среди паломников встречались как совсем простые богомольцы, так и представители высшего общества (министры, крупные воинские чины, великие князья). Уже во второй половине XIX века записывались случаи благодатной помощи старца страждущим.

Могила праведного Феодора Томского в Богородице-Алексиевском монастыре, дореволюционная фотография. На деревянном кресте видим венки из живых цветов — их приносили почитатели старца. Интересно: на нижней перекладине восьмиконечного креста уже тогда было написано: «Е.И.В.А. I», то есть: «Его Императорское Величество Александр I».

Почитание росло и требовало некоего материального воплощения. Таковое явилось в виде часовни, воздвигнутой над могилой святого Феодора. В августе 1904 года часовню освятили. При проведении строительных работ случайно повредили гроб старца. Устраняя повреждение, обнаружили мощи святого Феодора нетленными — тому сохранились свидетельства присутствовавших при этом.

После 1917 года

В начале 1920-х годов, перед упразднением Богородице-Алексиевского монастыря, были зафиксированы множественные явления Феодора Кузьмича. Являлся он будто бы и инокам обители незадолго до их расстрела в 1926 году.

Вскоре богоборцы добрались и до святой могилы.

В 1936 году власти снесли часовню над погребением Федора Кузьмича, устроив на этом месте — в лучших традициях большевистской практики — выгребную яму.

В 1984 году, в ходе подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, установили праздник в честь Собора сибирских святых.

По благословению тогдашнего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в Собор святых, в земле Сибирской просиявших, внесли и имя праведного Феодора Томского.

В июле 1995 года состоялось обретение его мощей — томские семинаристы и археологи, проводившие раскопки на том месте, где стояла Феодоровская часовня (ее, к слову, восстановили двумя годами позже), обнаружили гроб без крышки и святые останки старца. С тех пор мощи открыто почивают в Казанском храме, в правом его, Алексиевском, приделе.

В 2001 году их переложили в новую дубовую раку, изготовленную подмосковными мастерами. От мощей святого Феодора происходят многочисленные исцеления — их запись ведется в Богородице-Алексиевском монастыре.


Саша Митрахович 22.01.2018 07:46

Император — Старец

Император — Старец

Попытки идентификации старца Феодора Томского как императора Александра I

Слухи о том, что под видом старца Феодора Томского скрывается инсценировавший свою смерть император Александр I, в последние годы своего царствования явным образом тяготившийся собственной властью, появились уже в первые годы пребывания святого в Сибири. Будто бы некоторые казаки, служившие ранее в Петербурге и видевшие царя, опознали в подвижнике последнего. «Узнаванием», к слову, объясняют и то, что, проживая в Зерцалах, Феодор Кузьмич старался лишний раз не встречаться с праведным Даниилом Ачинским, хотя, судя по высказываниям, безмерно ценил его, — святой Даниил, бывший воин, тоже знал Александра I в лицо.

Поражало современников и другое. Феодор Кузьмич оказался необыкновенно сведущ в жизни высшего общества конца XVIII — первой четверти XIX веков. Рассказывая об Отечественной войне 1812 года, он сообщал такие подробности, каких не мог знать простой смертный. При этом старец никогда не поминал в своих рассказах ни Павла I (грех отцеубийства всегда тяготел над старшим сыном задушенного гвардейцами царя), ни Александра I.

Если кто-нибудь дерзал настаивать на том, чтобы Феодор Кузьмич все-таки открыл свое прошлое, тот отвечал уклончиво:

«Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне — кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа...»

По кончине старца в его келье, в числе иных предметов, были будто бы обнаружены документ о бракосочетании императора Александра I, резное распятие из слоновой кости, цепь ордена Андрея Первозванного, нарисованный вензель в виде буквы «А». Иногда говорят о каких-то бумагах, заставивших зачастить в Сибирь представителей правящего Дома Романовых.

Все это вот уже полтора века не дает покоя многим. В спорах ломаются копья, написаны тысячи страниц, приведено множество «доказательств» того, что Феодор Кузьмич есть не кто иной, как Александр I, и столь же «убедительных» «опровержений» этого.

Напоследок приведем высказывание игумена Силуана (Вьюрова), управлявшего Богородице-Алексиевской обителью в 1999—2013 годах (ныне он является епископом Колпашевским и Стрежевским):

«Особая острота проблемы Император — Старец... вызвана не столько уходом первого, сколько святостью последнего. И сам уход с престола отцов, отречение от Богом данной власти получает оправдание лишь в свете подвига самоотречения, увенчанного святостью. В этом смысле, положительное решение проблемы необходимо не старцу Феодору, а императору Александру... Ценность человеческой судьбы как в очах Божиих, так и в глазах людей определяется ответом не на вопрос: кем человек был, а на вопрос: кем он стал».


Саша Митрахович 22.01.2018 07:55
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча