История Богородицка

Богородицк - из тех городов, что изначально были призваны защищать границы Московского государства от врагов. Достаточно вспомнить, что не так уж далеко от нынешнего города в 1380 году состоялось Куликовское сражение.
Почему Богородицк назвали Богородицком?
Существует легенда, рассказывающая о том, что жил в этих местах монах-иконописец. Только художник был из него, мягко говоря, не очень. Начнет писать Богородицу или святых, а выходит одна мазня, все краски смешиваются, изображение расплывается. И вот однажды явилась ему во сне Божия Матерь и сказала, что, когда проснется, он должен выйти за дверь и собрать траву, которая будет расти вокруг. Мол, достаточно добавить эту траву в краски - и сразу способность к иконописи появится. Монах проснулся и сделал все, как велела Богородица. Растущая на улице трава оказалась тимьяном. С тех пор тимьян здесь стали называть богородицкой травой, а сам город - Богородицком.
Экскурс в историю города Богородицк
Сначала Богородицк был просто одной из сторожевых застав Засечной черты. Потом постепенно стал превращаться в город. В 1663 году он представлял собой деревянную крепость, собственно, и получившую название Богородицк. Крепость, как водится, начала быстро обрастать слободами, а сам город постепенно стал терять свое оборонительное значение.
Из документов следует, что долгое время Богородицк являлся как военным, так и экономическим центром. В 1764 году он вдруг стал селом, а через два года вместе с землями села Бобрики стал собственной царской волостью. Двумя годами позже Екатерина II назвала Богородицк слободой, а еще через десять лет вернула ему городской статус.
Дворец и парк Бобринских

В 1771 году на высоком левом берегу речки Уперты началось грандиозное строительство дворца графа Алексея Бобринского. Дворец окружили парком - одним из самых первых в России, если не принимать в расчет парки Петербурга. Его устройство поручили видному русскому ученому, в полном смысле слова - энциклопедисту и по сути первому теоретику сельского хозяйства - Андрею Тимофеевичу Болотову. Тогда же Богородицк получил свою радиально-лучевую планировку. Существует даже легенда, что Болотов выбрал ее неслучайно. Мол, Екатерина II как-то обронила тут веер, тот упал и раскрылся, а дальновидный Андрей Тимофеевич решил расположить улицы подобно Матушкиному вееру.
Столь же творчески Болотов подошел и к созданию парка. В его распоряжении было почти 50 гектаров безводной территории. И около трехсот рабочих.
Вскоре здесь были посажены деревья и кустарники, появился удивительный каскад прудов и всевозможные забавы - «шутихи».
Сам дворец строился по проекту архитектора Ивана Старова, в то время только недавно закончившего Академию художеств. Он же через три года, в 1774 году, приступил к строительству Свято-Казанского храма. Стоявшая там раньше деревянная церковь во имя пророка Илии незадолго до этого сгорела.
Долгое время храм выполнял функцию городского собора. Одновременно он был домовым для графов Бобринских.
Шли годы, Бобринские продолжали играть важную роль в жизни города. Потомки Алексея Григорьевича открыли в Богородицке несколько промышленных предприятий, в том числе сахарный завод. Кроме того, они все время заботились и о своем «семейном» храме. Его регулярно ремонтировали, поддерживали в должном порядке, а также содержали приют для сирот. В 1877 году Бобринские устроили в приходе земскую школу.
После революции
К сожалению, послереволюционная эпоха жестоко обошлась с прекрасным дворцом.
В бывшем церковном здании устроили клуб санатория «Красный шахтер». Сам санаторий разместился в усадьбе. Замечательный специалист, врач Иван Петрович Белкин изо всех сил старался спасти заброшенную и приходившую в упадок усадьбу.
Благодаря его усилиям весь дворцовый комплекс был спасен. Известно, что он обожал водить экскурсии по парку. Как правило, туристы его удивленно спрашивали, имеет ли он отношение к пушкинскому Белкину. И доктор неизменно отвечал: «Да, я тот самый Иван Петрович Белкин». И начинал рассказывать о парке, дворце и его хозяевах.
Похоронили И. П. Белкина рядом с Казанской церковью, под могучими вязами. А санаторий переименовали в его честь. Здравница действовала до начала Великой Отечественной войны. А потом фашисты взорвали дворец.
После войны
После войны дворец долгое время представлял собой, в прямом смысле слова, графские развалины. Сейчас в музейной экспозиции есть немало фотографий того времени. В Казанском храме был устроен склад. Лишь в конце 1960-х годов в усадьбе начались реставрационные работы.
Реставрационные работы завершились только в 1988. Во дворце открылся историко-художественный музей. А бывшая усадьба стала называться дворцом-музеем и парком.
Легенды Богородицкого дворца
1. О дворце и парке графов Бобринских легенд сложено немало. Например, рассказывают, что внебрачный сын Екатерины II граф Алексей Бобринский однажды влюбился в крепостную Дунюшку. При этом добавляют почти невероятное: чувство графа было платоническим, мол, Бобринский не позволял себе ничего лишнего - лишь время от времени гулял со своей зазнобой в роскошном парке и сидел с ней на одном из камней. С тех пор тот камень стали именовать камнем любви. Он и сейчас там, на своем месте, у пруда. Говорят, все молодожены по сей день неизменно стараются заехать в парк - посидеть на том камушке.
2. Еще рассказывают, что от дворца к церкви некогда вел подземный ход. И что он был столь велик, что по нему свободно могла проехать карета. Более того, местные жители уверены: этот ход существует до сих пор, попасть в него можно из внутренних помещений дворца. И даже тот факт, что во время реставрационных работ ничего похожего на подземные транспортные артерии найдено не было, не способен разубедить романтиков.
3. Кроме того, легенды ходят и про одну сосну, растущую между дворцом и прудом. Она не похожа на другие растения парка, но горожан это не удивляет: по мнению многих, это дерево выросло здесь само по себе, да еще за одну ночь!
4. И, разумеется, какой же дворец без призраков. Есть он и у Бобринских! Однажды одна из знатных дам, покоренная красотой графского парка, влюбилась в садовника Бобринских. Возможно, он был человек семейный, а может, просто здравомыслящий, но на чувства дворянки не ответил взаимностью. Та с горя бросилась в пруд и утонула. И стала привидением. Говорят, иногда на фотографиях удается запечатлеть невидимое невооруженному глазу свечение.
5. Легенда о планировке Богородицка. Оценить планировку города с высоты птичьего полета может каждый желающий - достаточно лишь подняться на крышу дворца-музея (или посмотреть в окно его бельведера, если дело зимой).
А.Т. Болотов, автор генерального плана города, придал ему «веерную» композицию. Из центральной точки - соборной площади на берегу пруда, строго напротив дворца Бобринского - расходятся пятью лучами пять основных улиц, поднимающихся по пологому склону правого берега речки Уперты.
Со стороны дворца это действительно напоминает веер. Говорят, именно его Болотов и копировал — причем не абы какой веер, а веер самой императрицы. Видать, поэтому план Болотова так понравился императрице Екатерине.
Со временем эта легенда трансформировалась, в новой версии государыня предстает как активный участник творческого процесса: она то ли уронила веер, то ли раскрыла его на дворцовом бельведере и повелела город вот так и спроектировать. Но это уже очевидный вымысел, автором проекта все же был и остается Андрей Тимофеевич Болотов.