История Успенской церкви в Кондопоге

История Успенской церкви в Кондопоге

Успенская церковь в Кондопоге — относительно «молодая»; ее построили в 1774 году, чего определенно не скажешь, глядя на ее формы: талантливые зодчие в этой постройке переосмыслили старинные формы традиционной народной архитектуры.

Достоверно известно, что в самом конце XIII века Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге уже существовала — упоминания о ней встречаются в документах того времени. В архивных источниках 1563 года уточняется, что церковь располагается рядом с деревней Остатки Ондреева, «у погоста на середке у ручья Лутьяновская».

Тяжелые времена

Конец XVI века для Русского Севера — времена интервенции. Ливонская война проиграна, в Карельском уезде хозяйничают шведы. Писцовые книги 1582—1583 годов сообщали о сожжении Успенской церкви и убийстве большого количества местных крестьян.

Через два года храм отстроили заново — у Успенской церкви было три алтаря и уже тогда «верх шатром». Но и эта церковь сгорела — в огне Смутного времени. И вновь очень быстро заново возродилась из пепла. В земельных книгах 1616—1619 годов новый кондопожский храм описывался как «теплая церковь с крышей, покрытой железом, с трапезной...

Во второй половине XVIII века в Карелии активно строились и предприятия по добыче руды — медной и железной. Крестьянам в этой ситуации приходилось несладко, волна недовольства вылилась в драматичное кижское восстание. Бунт подавили, бунтовщиков наказали. А когда волнения поутихли, решили строить новую Успенскую церковь. Старая, похоже, к тому времени обветшала до такой степени, что ее было проще разобрать, чем ремонтировать.

Четвертая церковь

В 1774 году в Кондопоге возводят четвертую по счету Успенскую церковь, ту что стоит и теперь. К моменту освящения нового Успенского храма были готовы образа для иконостаса; кроме того, для церкви специально написали Тихвинскую икону Божией Матери, являвшуюся точным списком с чудотворного первообраза. Сам иконостас сначала являлся тябловым, но потом его закрыли резной конструкций, выполненной в стилистике екатерининского барокко. Стены храма украсили образами из иконостаса предыдущей, разобранной, церкви.

Храмовый комплекс Кондопоги

На фотографии 1917 года запечатлен еще весь храмовый ансамбль Успенского погоста.

Ко второй половине XIX века вокруг Успенской церкви в Кондопоге сложился целый храмовый комплекс. Он состоял из самого Успенского храма, зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы и шатровой колокольни на шесть колоколов. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была пятиглавой, обшитой досками и выкрашенной в белый цвет.

После революции

В 1922 году из Успенского и Рождественского храмов Кондопоги изъяли те немногочисленные ценности, которые там имелись, — два серебряных набора для евхаристии.

Колокольня в Кондопоге простояла только сто лет с момента своей постройки, ее варварски сломали в 1930-е годы: поставили лебедку, зацепили трос за шатер, опорные стойки сооружения подрубили — и дернули... К моменту уничтожения она уже была «безголосой» — пять из шести колоколов бесследно исчезли, а последний отвезли на местный скотный двор, где он стал сигнальным.

Первая половина 1940-х годов: зимняя Богородице-Рождественская церковь—уже без крестов.Теплую Богородице-Рождественскую церковь в советскую эпоху сначала приспособили для просушки зерна, позже в ней устроили клуб здешнего колхоза с символичным названием «Культура». Но и она богоборческих времен не пережила — храм снесли в 1960-е годы, в хрущевскую волну гонений на религию.

Самой Успенской церковью занимались искусствоведы. В середине 1920-х годов ее изучали и обмеряли эксперты из Онежской экспедиции, которой руководил Игорь Эммануилович Грабарь. Именно он убедительно доказал, что храм представляет собой невероятную ценность. В частности, благодаря его вмешательству Успенский храм не изуродовали как «наследие проклятого прошлого», а, напротив, регулярно реставрировали и ремонтировали — в 1927 году, потом еще раз — через четверть века. Летом 1960 года Совет Министров РСФСР принял решение взять Успенский храм под государственную охрану.

Любопытно, что во время Великой Отечественной войны, когда Кондопога, вместе с большей частью Карелии, была оккупирована финскими войсками, в Успенском храме совершались богослужение, причем — поразительный факт! — не только православные, но и лютеранские. Между прочим, от тех оккупационных времен в финском военном архиве осталось много бесценных фотографий, на которых Успенская церковь запечатлена еще вместе с зимним пятиглавым храмом.


Саша Митрахович 10.11.2017 07:23
Загрузка...

Читать следующую статью

Архитектура Успенской церкви в Кандопоге

Читать предыдущую статью

Успенская церковь в Кондопоге

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча