История Успенской церкви в Кондопоге

Успенская церковь в Кондопоге — относительно «молодая»; ее построили в 1774 году, чего определенно не скажешь, глядя на ее формы: талантливые зодчие в этой постройке переосмыслили старинные формы традиционной народной архитектуры.
Достоверно известно, что в самом конце XIII века Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге уже существовала — упоминания о ней встречаются в документах того времени. В архивных источниках 1563 года уточняется, что церковь располагается рядом с деревней Остатки Ондреева, «у погоста на середке у ручья Лутьяновская».
Тяжелые времена
Конец XVI века для Русского Севера — времена интервенции. Ливонская война проиграна, в Карельском уезде хозяйничают шведы. Писцовые книги 1582—1583 годов сообщали о сожжении Успенской церкви и убийстве большого количества местных крестьян.
Через два года храм отстроили заново — у Успенской церкви было три алтаря и уже тогда «верх шатром». Но и эта церковь сгорела — в огне Смутного времени. И вновь очень быстро заново возродилась из пепла. В земельных книгах 1616—1619 годов новый кондопожский храм описывался как «теплая церковь с крышей, покрытой железом, с трапезной...
Во второй половине XVIII века в Карелии активно строились и предприятия по добыче руды — медной и железной. Крестьянам в этой ситуации приходилось несладко, волна недовольства вылилась в драматичное кижское восстание. Бунт подавили, бунтовщиков наказали. А когда волнения поутихли, решили строить новую Успенскую церковь. Старая, похоже, к тому времени обветшала до такой степени, что ее было проще разобрать, чем ремонтировать.
Четвертая церковь
В 1774 году в Кондопоге возводят четвертую по счету Успенскую церковь, ту что стоит и теперь. К моменту освящения нового Успенского храма были готовы образа для иконостаса; кроме того, для церкви специально написали Тихвинскую икону Божией Матери, являвшуюся точным списком с чудотворного первообраза. Сам иконостас сначала являлся тябловым, но потом его закрыли резной конструкций, выполненной в стилистике екатерининского барокко. Стены храма украсили образами из иконостаса предыдущей, разобранной, церкви.
Храмовый комплекс Кондопоги

Ко второй половине XIX века вокруг Успенской церкви в Кондопоге сложился целый храмовый комплекс. Он состоял из самого Успенского храма, зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы и шатровой колокольни на шесть колоколов. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была пятиглавой, обшитой досками и выкрашенной в белый цвет.
После революции
В 1922 году из Успенского и Рождественского храмов Кондопоги изъяли те немногочисленные ценности, которые там имелись, — два серебряных набора для евхаристии.
Колокольня в Кондопоге простояла только сто лет с момента своей постройки, ее варварски сломали в 1930-е годы: поставили лебедку, зацепили трос за шатер, опорные стойки сооружения подрубили — и дернули... К моменту уничтожения она уже была «безголосой» — пять из шести колоколов бесследно исчезли, а последний отвезли на местный скотный двор, где он стал сигнальным.
Теплую Богородице-Рождественскую церковь в советскую эпоху сначала приспособили для просушки зерна, позже в ней устроили клуб здешнего колхоза с символичным названием «Культура». Но и она богоборческих времен не пережила — храм снесли в 1960-е годы, в хрущевскую волну гонений на религию.
Самой Успенской церковью занимались искусствоведы. В середине 1920-х годов ее изучали и обмеряли эксперты из Онежской экспедиции, которой руководил Игорь Эммануилович Грабарь. Именно он убедительно доказал, что храм представляет собой невероятную ценность. В частности, благодаря его вмешательству Успенский храм не изуродовали как «наследие проклятого прошлого», а, напротив, регулярно реставрировали и ремонтировали — в 1927 году, потом еще раз — через четверть века. Летом 1960 года Совет Министров РСФСР принял решение взять Успенский храм под государственную охрану.
Любопытно, что во время Великой Отечественной войны, когда Кондопога, вместе с большей частью Карелии, была оккупирована финскими войсками, в Успенском храме совершались богослужение, причем — поразительный факт! — не только православные, но и лютеранские. Между прочим, от тех оккупационных времен в финском военном архиве осталось много бесценных фотографий, на которых Успенская церковь запечатлена еще вместе с зимним пятиглавым храмом.