Колокольня Ивана Великого Московского кремля

Известный философ и публицист, князь Евгений Николаевич Трубецкой в своих работах писал о ней: «При взгляде на наш московский Иван Великий кажется, что мы имеем перед собою как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвою; а многоглавые кремлевские соборы и многоглавые церкви суть как бы огромные многосвешники».
Колокольня Ивана Великого известна под разными названиями - от основного храма, Иоанна Лествичника, до своего мужского имени собственного.
«Иван Великий» звучал поистине царски, и для того были веские причины, а прежде всего - рекордные размеры колокольни. Когда в 1600 году зодчий Федор Конь выложил ее третий ярус толщиной всего в три кирпича, это здание достигло 81 метра, став наиболее высокой постройкой во всей Москве.
Колокольня Ивана Великого строилась с 1505 по 1508 год на замену белокаменному храму Иоанна Лествичника «иже под колоколы», и поначалу, благодаря итальянскому зодчему Бону Фрязину, представляла собой систему «восьмерик на восьмерике» — более полусотни метров высотой, с церковным престолом внутри первого яруса. Нарастить здание велел на исходе XVI столетия Борис Годунов, вознамерившись поставить на Москве поистине Вселенский храм. За счет барабана под крестом и увеличилась протяженность вверх этого каменного колосса, ставшего на два века высочайшей из российских построек. Не забыл монарх и себя, приказав украсить самый верх колокольного барабана золоченой надписью, возвещающей о воцарении Годунова.
Очень скоро колокольня стала точкой отсчета не только в академических учебниках, но и в фольклоре. Именно ей отныне высокие люди на Руси обязаны были прозвищами «детина с Ивана Великого», а праздничные перезвоны в честь августейших рождений, венчаний и воинских побед для народа отныне означало «звонить во всю Ивановскую».
Ансамбль колокольни Ивана Великого Московского кремля, в который входят башня, тянущаяся ввысь на 81 метр, и две звонницы, Филаретова и Успенская, является, пожалуй, самым многострадальным среди всех сохранившихся архитектурных памятников Соборной площади.
Созданная одновременно с Архангельским собором по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина в 1505—1508 годах, а затем достраивавшаяся в высоту и увеличивавшаяся в ширину за счет пристроек колокольня была взорвана покидавшими Москву войсками Наполеона.
Успенская звонница, над созданием которой трудился еще один итальянский зодчий, Петрок Малый, в 1530-е годы (окончена в 1552 году, после того как Петрок покинул Москву), и Филаретова пристройка — звонница с шатровым верхом, воздвигнутая в 1624 году Баженом Огурцовым (или Джоном Талером), — после взрыва оказались стертыми с лица земли.
Сама башня Ивана Великого выдержала удар. Не прошло и двух лет, как группа архитекторов под руководством Д. И. Жилярди, приступила к восстановлению колокольни Ивана Великого. Зодчие в целом точно воспроизвели облик древней постройки, однако привнесли в него декоративные черты, обычные для начала XIX века.
Считалось, что вредить ей - себе дороже. В Отечественную войну 1812 года, по преданию, даже московские вороны храбро атаковали французов, намеревавшихся лишить «Ивана Великого» креста. При отступлении же Наполеона из Первопрестольной колокольня устояла перед попытками взорвать ее «просвещенными» и «культурными» европейцами.
Стремление построить Меншикову башню в 84,3 метра также не увенчалось успехом: в 1723 году ударом в шпиль молния сшибла верх этого здания. Забрал у «Ивана Великого» пальму высотного первенства уже только храм Христа Спасителя.
Ныне ансамбль колокольни является составной частью музейного комплекса Московского Кремля. В здании располагается интересная экспозиция. Иногда колокольня используется и по своему прямому назначению — в дни редких богослужений, проходящих в стенах кремлевских храмов, издалека слышен звон двадцати четырех колоколов XVI—XVII веков.
Недалеко от Ивана Великого расположен еще один исполинский памятник Московского Кремля - Царь-колокол.