Мария Федоровна Романова императрица жена Павла I

Мария Федоровна Романова императрица жена Павла I

Императрица Мария Федоровна всю жизнь уверяла своих близких в том, что родилась «с большим расположением к беспечности и лени». Только труд и усилия воли, по словам самой Марии Федоровны, помогли ей победить в себе эту пагубную наклонность.


Число талантов Марии Федоровны трудно подсчитать: она была художником и гравером, занималась миниатюрной резьбой по драгоценным камням - глиптикой, умела обращаться со слоновой костью и янтарем, рисовала на стеклах и отменно вышивала. Императрица легко управлялась с токарным станком и при этом конспектировала научные статьи по физике с гидравликой и философские труды.

Но более всего, наверное, почетный академик Берлинской академии изящных искусств Мария Федоровна Романова любила ботанику, благо для занятий в этой сфере у нее был великолепный личный парк в Павловске.

Этот город императрица получала в дар дважды, и всякий раз в виде села Павловского и окружающих его земель на реке Славянке. Сначала - 12 декабря 1777 года - от Екатерины II, разделив 362 десятины земли, деревни и их жителей с мужем-цесаревичем, в честь рождения их первенца, будущего императора Александра I.

Вторично - в подарок от мужа, уже императора (1788), благо Павел в качестве их резиденции больше любил Гатчину. Павловское село, лежавшее всего в нескольких километрах от другого, более знаменитого Царского Села, в 1796 году получило статус города, и Мария Федоровна с Павлом I традиционно считались его августейшими основателями.

«Павильон Росси» и памятник императрице Марии Федоровне.

Неудивительно, что Павловск стал местом личной резиденции этой поначалу великокняжеской, а затем и императорской семьи. В полном распоряжении Марии Федоровны были дворец и обширный парк, где она пребывала большую часть года, лишь в июльский зной отправляясь с супругом на Финский залив в Петергоф, в объятия морского бриза.

С первых дней в Павловске Мария Федоровна обходилась для услуг гофмаршалом и дежурным камергером. Во дворце, помимо специально приглашенных лиц, таких как приятельница Марии Федоровны, камер-фрейлина Павла I Екатерина Ивановна Нелидова, праздных гостей не жаловали. Но при этом строжайше соблюдались этикет, форма одежды и другие дворцовые правила.

Красота и изящество навсегда поселились в Павловске благодаря его просвещенной владелице. Современники утверждали, что в павловском парке каждый клочок земли «носил отпечаток ее вкуса», многие участки напоминали о местах былых путешествий императрицы. Павильон с розарием, в котором императрица собственноручно разводила редкие сорта цветов, походил на комплекс Трианон в Версальском парке; парковые аллеи словно перенеслись в Павловск из французского дворца эпохи Ренессанса Фонтенбло; фермы с мельницей выглядели как тирольские; сельские домики были оформлены в стиле своих швейцарских собратьев-шале.

Императрица регулярно давала в Павловском дворце и парке балы, тут игрались спектакли, шли концерты, а меж искусственных развалин протекали пасторальные праздники в сельских антуражах.

Будучи сама автором многих идей, воплощенных в парковых объектах, Мария Федоровна увековечила память о своих близких в живописном зеленом уголке под названием Семейная роща. Саму императрицу неоднократно воспевали тогдашние поэты, а Василий Андреевич Жуковский написал о павловских красотах романтическую балладу «Славянка» (1815), подлинный шедевр русской лирической элегии;

Смотрю, и мнится, все, что было жертвой лет,
Опять в видении прекрасном воскресает;
И все, что жизнь сулит, и все, чего в ней нет,
С надеждой к сердцу прилетает.

Августейшая благотворительница

Уже спустя двое суток после смерти императрицы Марии Федоровны своим указом от 26 октября 1828 года царь Николай I взял все учреждения, которыми ведала покойная, под свое августейшее покровительство. Они составили Ведомство учреждений императрицы Марии как 4-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии для управления всеми благотворительными делами в России.

Мария Федоровна с 1796 года заведовала воспитательным обществом благородных девиц, а 2 мая 1797-го приняла под свой патронаж столичный и московский воспитательные дома. Вскоре в ее ведении уже состояли Александровский и Смольный институты, Опекунский совет, Воспитательный дом и Коммерческое училище; затем к ним добавились Вдовий дом, Повивальный институт, Училище глухонемых, попечительство о слепых и ряд других учреждений общественного призрения.

За свою историю ведомство императрицы Марии попечительствовало над 5 сотнями благотворительных заведений, из них более 100 содержало на свои средства.


Саша Митрахович 02.12.2018 10:37

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча