Набережная Фонтанки от Измайловского проспекта до Московского

Сворачиваем на Фонтанку, оставляя по правую руку длинное желтое четырехэтажное здание с фронтоном на четырнадцать колонн. Это — офицерский корпус казарм лейб-гвардии Измайловского полка, памятник архитектуры эпохи классицизма за авторством швейцарского итальянца Луиджи Руска (начало XIX века). Этот европеец, получивший в России заслуженное признание и имя-отчество «Алоизий Иванович», строил во многих городах — в Москве он «отметился», совместно с А. Бакаревым, необычным готическим верхом Никольской башни Московского Кремля, в
Ревеле (нынешний Таллин) возвел православную Никольскую церковь на улице Вене (в переводе: Русской),
в Псково-Печерском монастыре построил Михайловский собор... Больше всего зодчий работал, конечно, в Петербурге, где спроектировал, в частности, несколько комплексов казарм — в их числе и Измайловские.
Здесь через Фонтанку переброшен Измайловский мост — один из типовых; таких мостов через реку в конце XVIII века построили семь. Сейчас он не представляет собой ничего необычного — мост как мост, а до перестройки в 1861 году его быки были украшены гранитными башнями. Их демонтаж сильно обеднил облик сооружения.
Следующий дом, если идти по набережной реки Фонтанки на северо-восток, — настоящий дворец. У него замечательное прошлое и достойное настоящее. Это — бывшая усадьба великого русского поэта Г. Р. Державина. Гаврила Романович приобрел ее в 1791 году — тогда здание было еще не достроено — и обустроил по своему вкусу при помощи архитекторов Г. Пильникова (общий проект) и Н. Львова (интерьеры). После увольнения в отставку (1803) и удаления в свое имение Званка в Новгородской губернии поэт оставил петербургскую усадьбу за собой, здесь собиралось основанное им литературное общество «Беседа любителей русского слова», известное в первую очередь тем, что его едко высмеивали за консерватизм и архаизм коллеги-конкуренты по перу из карамзинского общества «Арзамас», хотя в державинский кружок входили и «дедушка Крылов»,
и переводчик «Илиады» Н. Гнедич, да и А. Грибоедов был в числе «сочувствующих». Впрочем, новая волна, как ей и положено, взяла свое, из «Арзамаса» вышел Александр Сергеевич Пушкин (которого Державин успел-таки, «в гроб сходя, благословить»), а «Беседа любителей русского слова» тихо почила вместе со своим основателем в 1816 году.
В середине XIX века бывшая усадьба Державина превратилась в... резиденцию католического архиепископа. Об этой странице ее истории напоминает название небольшого, примерно сто на двести пятьдесят метров, зеленого островка позади дворца, именуемого «Польский сад».
За ним находится (и действует сейчас) католический собор Успения Пресвятой Девы Марии. В советское время усадьба Державина превратилась в жилой дом с коммуналками, собор — в филиал конструкторского бюро, а сад стал... просто клочком зелени посреди города. В 1990—2000-е годы историческую справедливость восстановили,
причем в «первозданном» виде — в державинской усадьбе открыли музей Гаврилы Романовича и русской словесности, интерьеры воссоздали, а садик вернули усадьбе, сохранив, впрочем, за ним название «Польский». Правда, за просто так в него не попадешь — вход платный.
«Зеленую часть» набережной Фонтанки продолжает Измайловский сад. При Петре I здешней усадьбой владел А. Румянцев, при Екатерине Великой — ее фаворит П. Зубов, устроивший в ней великолепный цветник, а в XIX веке сад стал ареной для увеселительных мероприятий. Именно так, с акробатами, фокусниками и прочей цирковой атрибутикой. Не обошлось, конечно же, и без ресторана. В начале XX столетия «развлекательную» традицию продолжил ярославский купец Тумпаков, открывший в Измайловском саду опереточный «Театр Буфф».
Он действовал и после смерти своего создателя (1911), и в советские годы (с перерывом на блокаду — в те тяжелые годы в Измайловском саду был огород).
Ныне в этом здании прописан Санкт-Петербургский государственный молодежный театр на Фонтанке. Петербуржцы любят его, как любили сто лет назад и опереточный «Театр Буфф».
Застройку этой части набережной замыкает частично скрытый зелеными насаждениями большой архитектурный комплекс 1800-х годов постройки — в те времена военно-сиротский дом (был переделан из бывшей усадьбы Воронцовых), позже Константиновское артиллерийское училище, ныне — Санкт-Петербургский ракетно-артиллерийский кадетский корпус. Напротив него, на другом берегу, реки стоит Юсуповский дворец; а водную гладь Фонтанки перерезает Московский проспект, проходящий по Обуховскому мосту.