Первый проект Вознесенского собора Новочеркасска

Строительство первого Вознесенского собора Новочеркасска
Первый проект Вознесенского собора Новочеркасска знаменитый донской атаман Михаил Платов поручил архитектору-итальянцу Луиджи Руска. Правда, вплоть до 1816 года стройка почти не двигалась — казаки участвовали в Отечественной войне и заграничном походе русской армии, потом праздновали возвращение, потом... да мало ли бывает этих «потом»!
Первый вариант собора представлял собой куб со сторонами длиной 34 метра; главный купол обрамляли четыре малых, а парадные входы украшались портиками с колоннами и фронтонами. В последних элементах явно звучал римский собор святого Петра — сказывалось итальянское происхождение архитектора!
После отставки Руска предложили заменить мягкий приморский камень на, как считалось, более прочный местный, а деревянные оконные рамы — на металлические решетки. Эти работы заняли два года — они шли с 1820 по 1822 год. Следующие двадцать лет собор, возведенный в высоту на 15 метров (из запланированных 50-ти), так и стоял недостроенным.
Трещина в стене
К концу 1820-х годов в стене «долгостроя» под одним из окон появилась трещина. Первый исследователь — войсковой архитектор Ф. А. Фомин — сделал вывод, что она неопасна. Но казацкого атамана такое заключение почему-то не устроило.
Далее на протяжении многих лет различные комиссии и архитекторы предлогали множество вариантов, вплоть до переноса на другое место самого города Новочеркасска.
В 1837 году в город приехал император Николай I. Он решительно пресек все дискуссии и повелел продолжить строительство, но составление новых смет и прочее затянулось до 1843 года, когда император был вынужден послать в Новочеркасск напоминание о необходимости заканчивать стройку.
Строительство возобновилось, но предварительно пришлось снимать поврежденную кладку. В работах участвовали более тысячи человек, не считая казачьего рабочего полка.
Летом 1846 года, когда оставалось закончить только своды соборных куполов, произошла трагедия — почти готовое здание обрушилось; к счастью, обошлось без человеческих жертв.
Расследование
Специалисты из Петербурга пришли к выводу, что фундамент дал осадку, поскольку масса собора была рассчитана неправильно. Кроме того, свою роль сыграл и пресловутый местный камень, не выдержавший веса здания. Императорская резолюция отличалась некоторым радикализмом:
«Сломать зимой, разобрав материал от обрушения, разложить на годный и негодный и составить теперь же новый проект в византийском вкусе, поручив архитектору Константину Тону».
Жители Новочеркасска опечалились. Они представляли свой собор именно в «римском» стиле, видели в нем «новый Иерусалим донцев», хотели освящать в нем свои боевые знамена и хранить войсковые награды на память потомкам. А вокруг вместо ограды предполагалось установить отбитые у французов пушки.