Плес набережная Волги

На фото: Церковь Варвары Великомученицы, знакомая всем по картине Левитана «Вечер. Золотой Плес».
Насладившись живописными видами Волги, открывающимися с Горы Левитана в Плесе, спустимся вниз, по тропе, которая тоже носит имя Левитана, и по Никольской улице, минуя Никольскую часовню 1892 года постройки, выйдем на набережную Волги. Здесь нас вновь встречает — кто бы вы думали — Левитан. Вернее, памятник ему и его дом-музей, расположенный в уютном особняке первой половины XIX века. В этом доме Левитан в свой первый приезд в Плес снимал вместе с С. П. Кувшинниковой и А. С. Степановым две комнаты.
Вообще, старых купеческих особняков на набережной более чем достаточно. И есть, где выпить кофе с видом на медленную Волгу. Прекрасная, одним словом, может получиться прогулка. Почти как в Одессе, где, по утверждению Чехова, считалось, что «самое поэтическое место в мире — Николаевский бульвар: и море, и кафе, и музыка, и все удобства, — каждую минуту сапоги можно почистить». Постараемся не замечать иронии: в самом деле, как же без кафе и прочих небольших радостей жизни?

Доходим, не торопясь, до торговых рядов. Рядом, на возвышении, видим нарядный храм, посвященный Воскресению Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (1817). Это стройный четверик, увенчанный пятиглавием. С трехъярусной колокольней четверик соединен посредством низкой трапезной. Самое любопытное в этом храме то, что в нем сочетаются пространственные решения, характерные для зодчества XVII века, с вполне классицистским декором.
Бок о бок с Воскресенским храмом в Плёсе стоит одноименная деревянная часовня, выстроенная в 1825 году. Часовня принадлежит к клетскому типу. Так строили и в XVI, и в XVII веках — и в этом заключается ценность памятника.
Теперь вновь пришла пора подниматься. Соборная гора останется по левую руку, а впереди нас ждет еще одно знакомство — с ансамблем Троицкой и Введенской церквей в бывшей Троицкой слободе. Деревянная Троицкая церковь существовала на этом месте по крайней мере с 1628 года, а в каменном исполнении — с 1808 года. Ее построили на средства прихожан в стиле позднего барокко, ориентируясь, видимо на Никольскую церковь в Приволжске (1779). Теплый Введенский храм появился несколько позднее, в 1828 году.