Дачный фестиваль и дом-музей Левитана в Плёсе

Содержание:
Дачный фестиваль в Плёсе
Ежегодно в мае в Плёсе проводится так называемый Дачный фестиваль, которому присвоено имя великого Шаляпина, одного из плёсских дачников. Правда, Федор Иванович Шаляпин побывал здесь лишь однажды - летом 1910 года, когда гостил у приятеля в соседнем селе Утешное в семи километрах ниже по Волге. Но ему эти места так понравились, что он решил построить тут собственную дачу, что и было сделано.
Увы, великий бас в эти края так больше и не вернулся. Однако в дни очередного Дачного фестиваля, в мае 2017 года, на берегу Волги жители Плёса в присутствии многочисленных гостей торжественно заложили символический камень в основание будущей скульптурной группы, посвященной Федору Шаляпину. Ваять памятник взялся народный художник России Александр Рукавишников.
Дом-музей Левитана в Плёсе

Левитан, в отличие от Шаляпина, провел здесь три лета, а итогом стали двести художественных полотен! Сейчас в Плёсе в старом купеческом особняке разместился дом-музей Левитана, из окон которого открывается не только замечательный вид на Волгу, как и в старые времена, но и на проезжающие мимо черные лимузины с мигалками. Примета времени! На таких, например, прибывают на фестиваль вип-гости из столицы, облюбовавшие сегодня это удивительное местечко для летнего отдыха. Но многие все же приплывают сюда по Волге на белоснежных теплоходах, которые швартуются у старинного причала напротив дома-музея Левитана.
Летом 2014 года из музея Левитана злоумышленники похитили пять (из 23 хранящихся здесь) подлинных полотен художника. И хотя видеокамеры все «видели», московским и ивановским сыщикам понадобилось целых два года, чтобы найти похищенное. Потом реставраторы долго приводили в порядок картины и рамы, и вот, наконец, они заняли свои законные места на стенах музея.

В музее всегда многолюдно, особенно летом, и старинный одноэтажный купеческий особняк с мезонином порой не в состоянии принять всех желающих.
Здесь Левитан останавливался вместе со своими друзьями-художниками А. С. Степановым и С. П. Кувшинниковой, а двор дома навеки запечатлел на своем полотне «Ветхий дворик».
Во времена Левитана особняк был двухэтажным. Но сейчас первый этаж, где прежде располагалась бакалейная лавка хозяина, что называется, ушел под землю. Второй - ныне первый - занимала семья купца, а мезонин сдавала на все лето московским гостям.

Мемориальный музей Левитана состоит из двух экспозиционных залов и двух мемориальных комнат в мезонине. Посетители могут любоваться как подлинными работами художника, так и воссозданной обстановкой, окружавшей художника. Тут выставлены и личные вещи: мольберт, письменный стол, этюдник и охотничий ягдташ, с которым Левитан ходил на охоту.
Левитановские места в Плёсе
Собственно, с чьей-то легкой руки Плёс с некоторого времени именуется левитановским, а его окрестности - левитановскими местами. Считается, что именно в тиши Плёса гений нашел себя, достиг творческих вершин и обогатил тем самым всю мировую культуру, открыв миру живописные русские просторы. Чтобы понять это, достаточно еще раз внимательно посмотреть на знаменитое полотно мастера «Вечер. Золотой Плёс» и явственно услышать этот гимн провинциальной жизни.
«Тихая обитель» Левитана

Одно из самых знаменитых полотен, написанных Левитаном в Плёсе, - картина «Тихая обитель». В 1890 году художник совершил поездку из Плёса в соседний городок Юрьевец, где набросал карандашом очертания Кривоозерского монастыря и монахов, ловящих рыбу. Эти эскизы и послужили основой при написании «Тихой обители».
Работу над полотном он продолжил в Плёсе. Правда, искусствоведы сомневаются, что именно в Плёсе картина было полностью закончена, а не дописывалась позже в Москве. Но по воспоминаниям подруги художника С. П. Кувшинниковой, «Тихая обитель» была написана именно здесь:
«...Я убедила Левитана уйти из дому, и мы пошли по берегу пруда, вдоль монастырской горы. Вечерело. Солнце близилось к закату и обливало монастырь горячим светом последних лучей, но и эта красивая картина не разбудила ничего в душе Левитана. Но вот солнце стало заходить совсем. По склону горы побежали тени и покрыли монастырскую стену, а колокольни загорелись в красках заката с такой красотой, что невольный восторг захватил и Левитана... И я с радостью подметила в глазах Левитана знакомый огонек увлечения. Скоро погасли яркие краски на белых колоколенках... Он обернулся к бледневшему в сумерках монастырю и задумчиво сказал: “Да, я верю, что это даст мне когда-нибудь большую картину“».
По мнению другого современника Левитана - С. Пророкова, то, чего художнику не хватало в Юрьевце, «он дополнил наблюдениями на Соборной горе», взяв «для картины архитектурный церковный ансамбль с древней конической колоколенкой».
Героиню одной из повестей Чехова охватывают очень глубокие эмоции от созерцания «Тихой обители»:
«На первом плане - речка, через нее бревенчатый мостик... на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве... А в дали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облака, и лес, и поле, она видела давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного».
А сам знаменитый русский писатель так описывал впечатления от полотна Левитана:
«Был я на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор... Успех у Левитана не из обыкновенных».
«Над вечным покоем» самая знаменитая картина Исаака Левитана, написанная в Плёсе

Самая, пожалуй, знаменитая картина Исаака Левитана, написанная в Плёсе, - «Над вечным покоем». Главная «героиня» произведения - небольшая церквушка на высоком мысу, которая и по сей день стоит здесь. Художник сначала изобразил ее на своем этюде с длинным названием «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца», а уже потом перенес на картину. Озеро же он писал в Удомле в Тверской губернии. В результате старинная церквушка в Плёсе с погостом, широкий водный простор Удомля и тяжелые свинцовые тучи над землей обратились в поражающий наше воображение пейзаж, рождающий мысль о быстротечности жизни. И лишь крошечный огонек в окне церквушки оставляет надежды на что-то светлое.
«Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще... Какой ужас, какой страх!» - писал художник в одном из своих писем и добавлял, что в этой картине, «я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием...».
Петропавловская гора, переименованная местными в гору Левитана, - один из семи холмов Плёса. Считается, что погосту на его вершине - минимум 500 лет. Церквушка периодически обновлялась в течение веков, и именно ее художник заметил первой, проплывая летом 1888 года мимо на пароходе. Благодаря ей, художник решил сойти на берег и провести все лето здесь.
В 1982 году на вершине горы поставили новую церковь, привезенную из села Билюково Ильинского района. Ее мы и видим сейчас. В 2014 году была проведена полномасштабная реставрация церкви и реконструкция прилегающей территории. Появился резной иконостас и резные иконы великомученика Пантелеймона и преподобного Сергия Радонежского.
16 июля 2017 года митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф освятил церковь во имя Воскресения Христова на горе Левитана, тезку его старшего собрата.

В последние годы здесь была воссоздана архитектурная среда старинного русского погоста и устроен скит - подворье Никольского женского монастыря в Приволжске. Также воссоздан дом причта и установлена бронзовая скульптура «Палитра» - Левитан пишет картину «Над вечным покоем».