Раскол Православной церкви России кратко: дата, причины, итоги

Содержание:
Конец XVII столетия был весьма сложным периодом для Русской Православной Церкви. Сложным по многим причинам. Усиление «светского начала», проникновение его в церковную культуру, что не могло не вызывать возмущения иерархов; растущее влияние «иностранщины», которое, вопреки стереотипам, началось задолго до Петра I; целый ряд городских и крестьянских бунтов, жестоко подавленных; и главное — Церковь пожинала плоды, посеянные Патриархом Никоном...
С чего начинался раскол Русской Православной Церкви
Середина XVII века, 1650-е годы, считаются на Руси началом раскола Русской Православной Церкви. Дело в том, что к середине XVII века церковные обряды довольно серьезно отошли от традиционного греческого богослужения. И тогда царь Алексей Михайлович поддержал Патриарха Никона, который предложил вернуть церковные ритуалы к греческим образцам.
Некоторые историки утверждают, что Никон, снедаемый гордыней, мечтал о могуществе Патриарха Филарета при царе Михаиле Романове, его сыне, поэтому для усиления собственной власти решил использовать церковную реформу. Он публично отказался от патриаршества и тем самым вынудил царя на коленях умолять его принять отринутый патриарший посох. В ответ на свое согласие Никон добился от царя поддержки в деле переустройства Церкви.
Реформа, как известно, сводилась к «восстановлению» забытых византийских ритуалов, например креститься тремя перстами, и переписыванию богослужебных книг по греческим образцам.
Далеко не все приняли новшества. Людям казалось, что в результате реформ утрачивается святость старинных книг и икон, намоленных столетиями. Начался старообрядческий раскол, жертвами которого стали тысячи православных.
Реформатор Патриарх Никон

Патриарх Никон принадлежал к кружку так называемых «ревнителей благочестия», стремящихся перестроить и «исправить» как церковную, так и светскую жизнь православных на основе строжайшего следования уставу. «Ревнители» обличали развращенность нравов и способствовавшее ей падение церковной дисциплины, приводящее порой к самодискредитации Церкви. На протяжении второй четверти XVII века Патриархи Иоасаф и Иосиф сочувствовали «ревнителям», но стремились избегать слишком уж жестких мер, справедливо полагая, что это может привести к социальному взрыву. Но в 1652 году Патриархом стал энергичный и деятельный Никон, властной рукой начавший свою церковную реформу.
Как и опасались предшественники, церковная реформа Никона вызвала отторжение значительного числа верующих и как следствие — церковный раскол.
Противостояние длилось много десятилетий, принимая самые драматичные формы — от взаимных преданий анафеме до массовых самосожжений старообрядцев.

Шли годы, Никон разругался с царем Алексеем Михайловичем, попал в опалу, был извержен из сана; прежде всемогущий реформатор пал из Патриархов в простые иноки, был сослан под строгий надзор сначала в Ферапонтов монастырь, а потом и в более суровый Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 году Никон умер, а год спустя в Пустозерске по царскому указу сожгли злейшего противника бывшего Патриарха — идеолога старообрядцев протопопа Аввакума.
Смерть непримиримых противников не принесла умиротворения. Суровые гонения на старообрядцев как шли в 1650—1670-х, так и продолжились. В 1685 году царевна Софья издала «Двенадцать статей» — указ о преследовании хулителей Церкви и укрывателей раскольников. XVIII век прошел под знаком борьбы со старообрядчеством, XIX век — в осторожных попытках наладить отношения. Только в 1905 году Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости».
Реформа Патриарха Никона

Некоторые Реформы Патриарха Никона
Был в истории России, вернее православной церкви России, тяжелый период, с поставлением Никона в Патриархи Московские и всея Руси, оный муж церковный ввёл много новшеств в Российскую церковь, получивших в истории название Реформы Патриарха Никона.
Частью реформ, предпринятых им, был запрет на строительство шатровых храмов в России.
Самым известным из новшеств Патриарха Никона стала замена двуперстного крестного знамения на трехперстное. Помимо этого, три раза вместо двух должен был во время службы звучать возглас «аллилуйя».
Русские богослужебные книги сверяли с греческими образцами и исправляли в соответствии С ними. Наконец, если раньше на Руси писали «Исус», то теперь земное имя Спасителя звучало как «Иисус».
Известный отечественный лингвист Борис Успенский писал:
«Русское духовенство при Никоне переодевается в греческое платье и вообще уподобляется в своем обличье духовенству греческому. Так появляется камилавка... и ряса с широкими рукавами».
Реформы Никона вызвали недовольство части духовенства и мирян. Споры между его сторонниками и противниками вылились в яростную борьбу, где не обошлось без жесточайших казней со стороны правительства и самосожиганий, к которым прибегали ревнители «старой веры».
Патриарха в 1666 году лишили сана, но новшеств при этом уже никто не отрицал. В соответствии с ними более 300 лет живет большинство русских православных верующих. Меньшинство, оставшееся верным старым нормам, называют «старообрядцами».