Село Васильевское Шуйского района

Село Васильевское Шуйского района

На фото: Вид ансамбля в селе Васильевском при въезде в село со стороны Шуи.

Село Васильевское - поселение старинное, и имя свое получило не в честь какого-нибудь помещика или разбогатевшего холопа, а в честь царя!


До начала XVII века в селе Васильевском была вотчина и излюбленное место соколиной охоты Василия Шуйского. Смута нанесла сокрушительный удар и по России, и по династии Шуйских. Страна от удара оправилась, княжеская фамилия - нет. Династия скоро угасла, село Васильевское переходило из рук в руки и беднело. Крестьянские дворы и ветхая деревянная Архангельская церковь полтора столетия представляли собой печальное зрелище.

Все изменилось в середине XVIII века, когда Васильевским владели Шереметевы. В 1758 году в селе появился первый каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца. Придел во имя Архангела Михаила освятили в память о деревянном предшественнике. Храм был отапливаемым, зимним; чуть позже к юго-востоку от него появилась летняя церковь Грузинской иконы Божией Матери.

К 1768 году село Васильевское разбогатело достаточно, чтобы позволить себе большой храм «соборного типа». С появлением пятиглавой Троицкой церкви весь масштаб храмового комплекса был полностью переформатирован. Ансамбль сделал заявку на доминирование в окружающем ландшафте! И окончательно подтвердил свое господствующее положение с появлением в 1802 году высоченной пятиярусной колокольни, которую выстроил крепостной архитектор князя Трубецкого П. Е. Корсаков.

Вокруг комплекса возвели ограду, действительно достойную «провинциального кремля»: четверо ворот, по углам - часовни в виде небольших башен, в стены встроены здания богадельни, архива и кладовых... В целом получился один из самых крупных сельских храмовых комплексов Ивановской области. И, может быть, не только сельских.

Грандиозному ансамблю - грандиозные интерьеры! Богатство Троицкого храма поражало дореволюционных исследователей. Источники XIX века пишут:

«Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена богато... Причта по штату положено: 4 священника, 2 диакона и 4 псаломщика. На содержание причт получает: от земли 280 руб., от хлебных сборов с прихожан 300 руб., процентного капитала 247 руб. и от служб и тре-боисправлений 3326 руб., а всего 4203 руб. в год. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из села и 38 деревень... душ мужского пола 3410 и женского пола 3691 душа».

«Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», В. Березин и В. Добронравов, Владимир, 1898

Известно, что росписи Троицкого храма выполнил в 1828 году знаменитый тейковский иконописец-«изограф» Тимофей Медведев, известный по росписям Успенского собора в Мышкине и Преображенского собора в Угличе. Но главным достоянием храма был его иконостас, принадлежащий кисти... Андрея Рублева и Даниила Черного!

С появлением в церкви XVIII века древних шедевров связана интересная история. Во время одной из своих поездок по России Екатерина II приехала во Владимир. В город императрица прибыла в самых расстроенных чувствах - на въезде карета государыни застряла в Золотых воротах, чем спровоцировала немалое позорище. Царица критиковала все, что только можно. Успенскому собору досталось за «запущенность», и велено было немедленно его ремонтировать.

Дело вроде бы благое, но, как известно, если взяться неумеючи... Матушка Екатерина много знала о внешнем лоске и мало о реставрации объектов культурного наследия. «Ветхий и мрачный» иконостас XV века был списан в хранилище, где и пролежал до 1768 года, когда его купили васильевцы для Троицкой церкви... Знали ли они, что за шедевр приобретают? Скажем так, они безусловно знали, что иконы древние, и хотели подчеркнуть таким образом значимость своего храма. Но имена Рублева и Черного всплыли лишь в начале XX века.

Храмовый ансамбль в Васильевском.

В 1918 году иконы попали в поле зрения выдающегося искусствоведа И. Э. Грабаря. Заподозрив руку мастера, он отправил одну из икон в Москву. После исследований и консультаций со специалистами подозрения Грабаря подтвердились, иконы были признаны величайшими произведениями искусства.

В 1923 году из Васильевского были вывезены оставшиеся 26 икон. Две потерялись в дороге, четыре отправились на берега Невы в Русский музей, остальные приняла Третьяковская галерея, где знаменитые шедевры «из Успенского собора Владимира» можно видеть и теперь.

Возвращаясь к истории села Васильевского: за XIX век оно выросло, обзавелось большим количеством каменных домов, мощеными улицами и еще одной церковью - Успенской, что на кладбище, у нынешней окружной дороги. Все это, в той или иной степени сохранности, дошло до наших дней.


Саша Митрахович 07.07.2018 08:45
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча