Спегальский Юрий Павлович

Спегальский Юрий Павлович

Юрий Павлович Спегальский - реставратор, архитектор, художник, благодаря трудам которого мы можем прикоснуться к псковским древностям, увидеть и понять, каким был город в Средние века.


Спегальский Юрий Павлович родился в 1909 году в городе Пскове в семье мастера по орнаментальной лепке. Его мать была дворянкой из рода Печенко. В 1918 году родной отец Юрия погиб. Его мать вновь вышла замуж, и с отчимом у подростка отношения не сложились.

Юрий даже убежал из дома в 13 лет и поступил в помощники печных дел мастера. Через некоторое время его родная семья уехала в Ашхабад, а Юрий остался в родном городе, учась в школе и работая каменщиком в псковской строительной артели.

Любовь к прошлому, увлечение древней русской историей и культурой передались юноше от отца. Еще будучи школьником, он организовал краеведческий кружок и вместе с друзьями проводил исследования древних памятников. В 1927 году он уже опубликовал свою первую статью в сборнике «Псковского общества краеведения» под названием «О значении памятников древнепсковской архитектуры».

Окончив школу в 1928 году, Юрий поступил в Ленинградский высший художественно-технический институт. Бывшая Академия художеств переживала тогда непростые времена реорганизации и ликвидации ряда факультетов, поэтому Спегальский оканчивал архитектурный факультет уже Ленинградского института инженеров коммунального строительства.

После учебы молодой человек поступил на службу в отдел охраны памятников при Леноблисполкоме, где его прямым делом стало изучение и обследование памятников архитектуры Псковской и Ленинградской областей. В 1939-1940 годах он работал в Кирилло-Белозерском монастыре, затем - на Гремячей башне.

Блокада

Войну Юрий Павлович Спегальский провел в блокадном Ленинграде. Здесь он участвовал в маскировке и ремонте Петропавловского собора, куполов Никольского Морского собора, шпилей Адмиралтейства, Инженерного замка. А еще он рисовал. В жестокую первую блокадную зиму он создал серию рисунков-реконструкций Пскова XVII века. И уже тогда думал о том, что сохранять старину надо «путем создания архитектурных заповедников». Эту серию рисунков современники сравнивали с Седьмой симфонией Дмитрия Шостаковича. В 1943 году он работал на лесозаготовках, а в 1944-м прошла выставка его блокадных работ. Сила духа, любовь к родине, увлеченность собственным делом - наверное, все это спасало его в страшные годы блокады.

Спасение Пскова

Тогда же, в 1944 году, Юрия Павловича назначили начальником Псковской областной инспекции охраны памятников. В разрушенном во время оккупации Пскове начинается огромная работа по спасению памятников архитектуры, решаются задачи комплексного восстановления города, соединения исторической застройки и новых, только что построенных зданий.

Спегальский мечтал о максимальном спасении памятников архитектуры. Но тогда существовало мнение высшего руководства о том, что оставить надо только наиболее значимые из них, остальные снести и застроить освободившуюся территорию многоэтажками. Если бы Спегальскому удалось воплотить в жизнь все то, что он хотел, сегодня Псков был бы совсем иным. Ведь он планировал застраивать город двух-и трехэтажными домами. Но ему не удалось отстоять свою точку зрения. Хотя его труды все равно принесли огромные результаты. Благодаря Юрию Павловичу Псков не потерял свое историческое лицо.

Его стараниями уже в 1946 году была создана реставрационная мастерская, которая в такое тяжелое время начала ремонтно-восстановительные работы. И сам Юрий Павлович занимался не только руководством, но и самой тяжелой строительной работой.

Ленинградский период

В 1951 году Юрий Павлович защитил диссертацию, в которой доказал, что на каменных палатах XVII века в Пскове существовали верхние деревянные жилые этажи. Это открытие перевернуло представление о гражданской архитектуре Пскова.

После защиты Спегальский остался в Ленинграде, где также участвовал в работах по спасению корпуса Публичной библиотеки, купола храма Илии Пророка на Пороховых, участвовал в реставрации Исаакиевского, Смольного и Петропавловского соборов и шпиля Петропавловской крепости. Но душа его рвалась в Псков!

В его квартире было огромное количество сделанных им самим вещей, традиционных для обихода псковского жилого дома. Тут были и расписные завесы, шкафы и стол, изразцовая печь и деревянные паникадила. А еще он рисовал, рисовал...

Юрий Павлович Спегальский много лет проработал в Ленинградском отделении Института археологии Академии наук СССР, занимаясь исследованием средневековой псковской архитектуры и древнерусским искусством в целом. В 1963 году вышла его книга «Псковские каменные жилые здания XVII века», написанная на основе материалов диссертации. Его научная работа повлияла на концепцию реставрации памятников гражданской архитектуры XVII века в ряде старых русских городов.

Юрий Павлович много занимался исследованием русской деревянной гражданской архитектуры домонгольского периода. В 1972 году он выпустил монографию «Жилище Северо-Западной Руси IX—XIII веков».

Возвращение домой

В 1968 году Спегальского пригласили работать в Псков. Сбылась его давняя мечта, он вернулся на родину. Но долго ему пожить и поработать тут не пришлось. Через пять месяцев после приезда, 17 января 1969 года, после производственного собрания реставрационной мастерской Юрий Павлович скоропостижно скончался.

Музей-квартира Спегальского

Кабинет Ю. П. Спегальского.

Мемориальный музей-квартира архитектора-реставратора Юрия Павловича Спегальского.

Он находится по адресу: г. Псков, Октябрьский проспект, д. 14/1, кв. 74 и является единственным в России музеем архитектора-реставратора. Открыт он был в 1986 году стараниями вдовы Юрия Павловича - Ольги Константиновны Аршакуни, как и ее муж, она тоже была архитектором по профессии. В 1990 году на доме, где находится музей, установили мемориальную доску с барельефом с изображением Ю. П. Спегальского.

В Музее - их последней с мужем квартире, где они жили перед его кончиной в Пскове, - собраны и антикварные вещи, которые он собирал при жизни, и книги, и то, что он сделал своими руками. Здесь можно увидеть уникальную выставку декоративно-прикладного искусства XVII-XIX веков, мебель XVIII века, знаменитые деревянные паникадила, изготовленные Юрием Павловичем.

Также в музее сохранена библиотека Спегальского с редкими изданиями по искусству, краеведению, истории. Помимо этого, здесь хранится докторская диссертация американского ученого Ларри В. Котрена «Ю. П. Спегальский и древнее каменное зодчество Пскова». И конечно же, со стен на посетителей смотрят портреты и фотографии этого удивительного человека с необыкновенными добрыми глазами - Юрия Павловича Спегальского.


Саша Митрахович 19.09.2019 07:18
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча