Старицкий Успенский собор архитектура

Успенский собор в Старицкой обители князь Андрей Иванович Старицкий, основатель рода князей Старицких, строил, ориентируясь на Успенский собор Московского Кремля. Тому могут быть два объяснения: либо Андрей Старицкий с детских лет был очарован творением итальянца, приглашенного в Москву его отцом, либо, в некоторых чертах повторяя московский собор, стремился подчеркнуть важность своего удела и его как бы «равновеликость» великокняжеской столице. Впрочем, возможно, имели место быть обе причины одновременно.
Вместе с тем, о прямом копировании тут говорить не приходится. Несмотря на обилие ордерной декорации в интерьере старицкого храма, все его пространственное решение и композиционные черты экстерьера в большей степени характерны для так называемого «раннемосковского зодчества»: тут и пониженные боковые компартименты, и горки килевидных кокошников, и даже сам материал, из которого строился храм (белый камень, а не почти привычный тогда уже кирпич). Это вполне оригинальное и, более того, в чем-то даже необычное сооружение, являющее нам творческую встречу двух стилей — древнерусского «архаизирующего», но не утратившего при этом своих художественных достоинств, с новомодным «итальянским», завезенным в Москву фряжскими мастерами, которые активно работали в России с последней четверти XV столетия.
В глаза бросается необыкновенная легкость старицкого собора, в композиционном решении которого огромную роль играет устремляющаяся в небо вертикаль, лишь слегка смягчаемая горизонтальным аркатурным поясом, округлыми завершениями порталов и некоторыми другими элементами. В остальном — все обеспечивает почти реальный «взлет» собора.