Успенский собор Старицкого монастыря

Успенский собор Старицкого монастыря

Каменный Успенский собор в Старицкой обители строился и благоустраивался во времена молодого Ивана Грозного, однако история этого храма начинается четырьмя веками раньше.


Центр ансамбля Старицкого монастыря — Успенский собор. Но он не смотрится отдельным зданием, а вкупе с колокольней и Троицким храмом образует как бы «ансамбль в ансамбле». Каменную колокольню возвели в 1686 году рядом с папертью собора, в его юго-западном углу. В самом ее низу, на месте погребения Патриарха Иова, была устроена часовня.

Троицкий храм — прививка классицизма к древней архитектуре Успенской обители.Колокольню построили в 1686 году над местом погребения Патриарха ИоваНа северной стороне колокольни, примыкающей к Успенскому собору, до сих пор можно видеть закладную доску, надпись на которой гласит: «На сем месте погребен был Святейший Иов, Патриарх Московский и всея России. В 7160 году мощи его взяты в Москву».

Троицкая церковь появилась гораздо позже — да это, собственно, видно невооруженным глазом; у храма отчетливо классицистская внешность. Впрочем, резкий контраст с прочими храмами обители, который эта церковь составляет, «за давностию лет» несколько стерся и уже не кажется столь резким, как когда-то.

Сейчас Троицкий храм отреставрирован, его росписи восстановлены. А еще несколько лет назад разгромленный интерьер церкви представлял собой печальное зрелище, сохраняя следы глумления безбожников: на стенах можно было различить лики святых с выколотыми глазами...


Саша Митрахович 31.01.2018 11:17

Мощи святой Пелагии Старицкой в Успенском соборе Старицкого монастыря

Мощи святой Пелагии Старицкой в Успенском соборе Старицкого монастыря

На фото: Успенский собор: рака с мощами святой Пелагии Старицкой.

В 2002 году в Старице были обретены мощи местночтимой святой — схимонахини Пелагии Старицкой. Предание называет ее родственницей святителя Иова, но не говорит точно — матерью она была ему или сестрой.


С 2004 года в Успенском соборе Старицкого монастыря почивают мощи местночтимой святой — Пелагии Старицкой. «Матушка Пелагия», как называют святую старичане, издавна почитается в городе. К великому сожалению, известно о ней очень немногое.

Родственница Патриарха?

Достоверно выяснить, являлась ли старица Пелагия матерью Патриарху Иову или же сестрой, пока не удается. Важно, что местное предание упорствует в том, что между святителем Иовом и старицей Пелагией существовала родственная связь. Иногда предлагается некоторый «компромисс»: говорится, что святая Пелагия была сестрой и одновременно духовной матерью Патриарха.

Над могилой старицы с давних пор существовала часовня. Впервые упомянута она под 1755 годом, когда в результате перестройки храма гробница оказалась внутри помещения. В соответствующих документах старица Пелагия названа просто инокиней. Но уже в 1764 году в ходатайстве игумении и сестер Вознесенского монастыря она именуется «схимонахиней Пелагией, матерью Святейшего Первопрестольного Иова, Патриарха Московского».

В советские годы старичане почти позабыли о старице Пелагии. Вознесенская церковь, где она была погребена, обратилась в развалины, и редко кто приходил поклониться могиле местночтимой подвижницы.

Возрождение почитания матушки Пелагии относится уже к началу XXI века. В 2002 году совершилось обретение ее мощей, причем при исследовании их выяснились неожиданные подробности. А именно, что старица умерла не своей смертью, а была убита из огнестрельного оружия. В акте медико-криминалистической экспертизы говорится:

«Обнаруженное огнестрельное повреждение головы схимонахини Пелагии указывает на мученическую ее кончину».

При обретении мощей схимонахини Пелагии был найден фрагмент ее обуви, напоминающий очертания женского профиля в скуфье.Вероятнее всего, святая Пелагия погибла от рук польско-литовских интервентов в 1608 или 1609 году. К сожалению, не сохранилось даже изустного предания о последних минутах жизни старицы. Мы не знаем, сразила ли ее шальная пуля пьяного жолнера, или же матушка была убита, попытавшись остановить разбой, учиненный захватчиками в монастыре.

Отсутствие каких-либо сведений о кончине схимонахини Пелагии объясняется просто: город запустел после нашествия поляков, и рассказывать о ней стало попросту некому. В памяти горожан осталось лишь имя убиенной схимонахини и ее светлый образ — образ защитницы Старицы.

Помимо установления факта мученической гибели матушки Пелагии, исследователи ее мощей столкнулись с еще одним «незапланированным» явлением: сохранившийся в гробнице кусок кожаной обуви схимонахини, развернувшись, принял очертания женского профиля в скуфье. Впоследствии этот фрагмент обуви был положен в небольшой киот с частицей мощей матушки; ныне он находится в Успенском соборе Старицкого монастыря, рядом с ракой святой Пелагии.


Саша Митрахович 31.01.2018 12:11

Старицкий Успенский собор архитектура

Старицкий Успенский собор архитектура

Успенский собор в Старицкой обители князь Андрей Иванович Старицкий, основатель рода князей Старицких, строил, ориентируясь на Успенский собор Московского Кремля. Тому могут быть два объяснения: либо Андрей Старицкий с детских лет был очарован творением итальянца, приглашенного в Москву его отцом, либо, в некоторых чертах повторяя московский собор, стремился подчеркнуть важность своего удела и его как бы «равновеликость» великокняжеской столице. Впрочем, возможно, имели место быть обе причины одновременно.

Вместе с тем, о прямом копировании тут говорить не приходится. Несмотря на обилие ордерной декорации в интерьере старицкого храма, все его пространственное решение и композиционные черты экстерьера в большей степени характерны для так называемого «раннемосковского зодчества»: тут и пониженные боковые компартименты, и горки килевидных кокошников, и даже сам материал, из которого строился храм (белый камень, а не почти привычный тогда уже кирпич). Это вполне оригинальное и, более того, в чем-то даже необычное сооружение, являющее нам творческую встречу двух стилей — древнерусского «архаизирующего», но не утратившего при этом своих художественных достоинств, с новомодным «итальянским», завезенным в Москву фряжскими мастерами, которые активно работали в России с последней четверти XV столетия.

В глаза бросается необыкновенная легкость старицкого собора, в композиционном решении которого огромную роль играет устремляющаяся в небо вертикаль, лишь слегка смягчаемая горизонтальным аркатурным поясом, округлыми завершениями порталов и некоторыми другими элементами. В остальном — все обеспечивает почти реальный «взлет» собора.


Саша Митрахович 31.01.2018 12:35

Внутри Успенского собора Старицкого монастыря

Внутри Успенского собора Старицкого монастыря

Внутрь Успенского собора Старицкого монастыря богомолец попадает через обширный притвор, это та самая пристройка со странно смотрящимся четырехколонным портиком, что практически полностью закрыла западный фасад Успенского собора. Притвор соединен с основным храмом арочным проходом.

Внутреннее пространство храма невелико, но стесненно здесь себя не чувствуешь — благодаря широко расставленным столпам и повышенным подпружным аркам. Солидная высота подкупольного пространства дает о себе знать, сообщая посетителю ощущение простора, которого в действительности здесь нет.

Боковые «отделы» храма понижены относительно средокрестия, что характерно для памятников «раннемосковской архитектуры», однако этот факт не разрушает указанного ощущения; восприятие храма «внутри» остается цельным и необыкновенно гармоничным. Разностилевые архитектурные формы вполне изысканно сливаются в единое целое, и весьма изрядное.

Любопытно, что классический четырехстолпный крестово-купольный храм стремится стать шестистолпным — за счет того, что стены, разделяющие алтарное пространство, выполнены в виде пилястр с базами и капителями и похожи на дополнительную пару столпов.

Элементы ордерной системы в убранстве интерьера звучат эхом итальянских нововведений в русском зодчестве первой половины XVI века. В ряду явных «итальянизмов» — карнизы столпов, напоминающие пилястры выступающие части стен, профилированные карнизы под конхой апсиды и в пятах сводов рукавов пространственного креста.

Собор стоит на подклете, который изначально, видимо, предполагалось использовать под княжеские захоронения. Увы, князьям Старицким выпала иная судьба.


Саша Митрахович 31.01.2018 12:46
Загрузка...

Читать следующую статью

Введенская церковь Старицкий монастырь (Церковь Пресвятой Богородицы)

Читать предыдущую статью

Архитектурный ансамбль Свято-Успенского Старицкого монастыря

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...